ТОПОР И РУБАНОК

Их отец оставил сыну в наследство

Проект «Земли нижегородской» 800 реликвий посвящён грядущему юбилею Нижнего Новгорода, который в 2021 году отметит своё 800-летие. Конечно, за восемь веков наш край накопил богатств и ценностей куда больше, чем восемь сотен. Но мы выбрали самые необычные, о них и рассказываем читателю. Сегодня наше повествование об уникальном мастере, чьи работы собраны в музее, расположенном в посёлке, некогда селе, имеющем особую связь с Нижним Новгородом. Заинтригованы? Тогда добро пожаловать на выставку.

Не силой, а хитростью

А вы знаете, что Нижний Новгород когда-то был столицей? О том даже есть свидетельства в древних летописях: «Того же лета седе в Новегороде в Нижнем на Городце на княжении Константин Васильевич Суждальскы». Запись датирована 1341 годом. И если перевести на современный язык, то смысл такой: князь Константин Васильевич перевёз свой стол в Нижний Новгород из Суздаля. Не просто так, а с целью — подчинить обширные мордовские земли. Действовал не силой — смекалкой. Кинул клич по округе, призывая русских людей занимать здешние места, кто какие хочет. И потекли ручейки переселенцев, обосновываясь по берегам рек Оки, Волги, Кудьмы, размещаясь в мордовских селищах.

Время рассвета княжества пришлось на середину XIV века. В ту же пору возникло Дальнее Константиново. Поселение упоминается в письменных памятниках. Название своё получило благодаря князю, новой вотчине он подарил своё имя. А Дальней она стала из-за расстояния от Нижнего Новгорода — по тем временам довольно приличного.

Вот он ответ на нашу загадку об особых отношениях областного центра и посёлка Дальнего Константинова.

Потомкам помог

Нынче о правлении Великого князя упоминают редко, хотя именно он положил начало освоению территории современной Нижегородской области. И пусть времени с его кончины минуло немало, до сих пор помогает потомкам. Несколько лет назад коллектив Дальнеконстантиновского районного музея во главе с директором Владимиром Жиляевым подготовил проект под названием «Великий князь Константин Васильевич Суздальский — просветитель земли нижегородской». Отправили его на Международный конкурс. И получили грант.

Деньги пришлись кстати, как раз в то время выставочные площади значительно расширились — на целых 600 квадратных метров. У музея в соседнем селе Татарском открылся своего рода филиал — центр традиционной культуры «Константиново поле». Отдали под него весь второй этаж в здании, где раньше располагалась школа. По программе поддержки местных инициатив отремонтировали бывшие классы и коридоры. А на грант купили витрины, оформили стенды, распечатали баннеры. И установили в райцентре памятный знак в честь князя Константина.

В настоящее время в центре оборудовано два зала — археологии и этнографии. В первом собраны находки, добытые во время раскопок. Их проводят в местах бывших могильников — рядом со Старосельем, Терюшевым, Сарлеями. Начало захоронениям положено много веков назад, некоторые относятся к XIII веку. А сейчас археологи отвоёвывают у прошлого его тайны. Но не к каждой загадке прошлого удаётся подобрать ключ.

В центре зала витрина. Схематично изображён скелет человека, реального, чьё захоронение потревожили искатели древностей. Под стеклом предметы, ими умершего снарядили в новую жизнь: наконечники стрел, боевой топор, кресало (зажигалка), медный котёл. От костюма остались только бронзовые застёжки. Но главное — рост воина. Составляет он 185 сантиметров. Что тут удивительного? — задастся кто-то вопросом. Отвечаем: в ту пору люди не отличались высоким ростом, были приземистыми — 150-160 сантиметров высотой. В кого вымахал мордовский воин, непонятно.

— Часть находок удаётся реставрировать, — рассказывает Владимир Жиляев. — Но не все. Ограничены в средствах. И если сейчас не привести в порядок предметы, которым несколько сотен лет, они не выдержат борьбы со временем.

Раскопки ведёт нижегородский археолог Евгений Четвертаков, он является сотрудником музея. За этнографическую линию отвечает Ольга Гальцева, она тоже работает в Дальнем Константинове по совместительству. Основное место — Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник. Успевает всё. В центре «Константиново поле», к примеру, оформила зал этнографии, поделив экспозицию на две части: русскую и мордовскую. И в одной, и в другой представлены национальные костюмы, предметы быта, элементы деревянной резьбы, украшавшей дома. Рассматривай, сравнивай.

— Хотим открыть этнодеревню, — делится планами Владимир Викторович. — Здесь когда-то был школьный сад, он пребывает в запущенном состоянии. Если привести территорию в порядок, можно разместить избы и воссоздать атмосферу, характерную для XIV-XV веков. Подали заявку в министерство культуры области. Ждём рассмотрения.

Если заинтересовала экспозиция, не обязательно приезжать в Дальнеконстантиновский район. Достаточно заглянуть в виртуальный музей. Благодаря 3D-проектору здешние экспонаты приобретают объём.

Поделитесь чертежами

Почти в каждой семье есть свои реликвии. Кто-то бережно хранит шкатулку, в которой собраны дорогие сердцу мелочи, кто-то — письма с фронта. У Лямковых от отца к сыну переходили рубанок и топор. Александру Степановичу инструмент достался от бати, знатного суроватихинского бондаря. Мальчишкой Саша помогал родителю гнуть обручи да доски стругать. Занимались Лямковы, как и многие в селе в начале XX века, изготовлением кадок да кадочек. Сын быстро пристрастился к столярному делу, стал получать первые заказы. В музее «Константиново поле» есть рамка для фотографий, в неё вставлен портрет мастера, а на оборотной стороне надпись: «Мог сделать и лучше, но невыгодно ни заказчику, ни исполнителю». Пометку оставил Саша Лямков, ему едва исполнилось 10 лет.

Прошёл две войны, и всегда рядом были семейные реликвии: рубанок и топор. В Гражданскую — инструмент пригодился, чтобы мастерить декорации для полкового театра. В Великую Отечественную — с верными спутниками Александр Степанович до Германии дошёл в составе ремонтного полка — заделывал пробоины в советских катерах, подбитых немцами. В военном билете вся история прохождения службы: «1-й запасной дорожно-эксплуатационный полк, столяр — 1942 г. 129-й отдельный моторно-понтонно-мостовой батальон, столяр — 1943 г. 5-й тяжёлый моторно-понтонно-мостовой полк, столяр — 1943-1945 гг. Демобилизован 12 августа 1945 года».

Родным с фронта присылал весточки, стараясь успокоить: «Шлю я вам свой горячий привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Ещё привет всем родным и знакомым. Сообщаю: жив и здоров и вам того желаю. Нахожусь недалеко от фронта в г. Данциг. Живу хорошо, но только скучновато… Ещё вам послал посылку. До свидания. Целую вас. А. Лямков. 30 марта 1945 года».

— Когда вернулся с войны, работал в колхозе «Серп и молот» пчеловодом, — рассказывает Вера Подкатова, хранитель музея. — Вышел на пенсию — заскучал.

Мог бы мебель делать, да спроса не было, односельчане предпочитали покупать в магазине, полированную. Или наличники вырезать, одевая окна в витиеватое кружево. Да дома больше кирпичные строили. А душа просила чего-то необычного. Вот тогда и появились на свет замки разного калибра. Один — огромный, будто для жилища великана, другой — с ноготок, чтоб дом гнома запирать. Оба деревянные, снабжённые сложным механизмом. Но об этом «ЗН» уже рассказывала. Нынче же перевернём ещё одну страницу творчества деревянных дел мастера.

Задумал Александр Степанович сделать копию Спасской башни Московского кремля. Но он ни за какое дело с бухты-барахты не брался, подходил основательно. Что тут удивительного — мастер. Отправил в столицу письмо-просьбу, мол, прошу предоставить копию чертежа башни. Там необычному посланию весьма удивились, но прислали ответ, посоветовав обратиться в архив. Так Александр Степанович и сделал. И вскоре получил желаемые документы. Изучил, приступил к делу. Вскоре в Суроватихе появилась своя Спасская башня. Пусть размера небольшого, зато точь-в-точь как настоящая.

— Александра Степановича не только столичный Кремль привлекал, но и нижегородский — продолжает разговор Вера Подкатова. — Сделал макеты Дмитриевской башни, причём разного размера. Закончил работу над ними накануне 750-летия Нижнего Новгорода, тогда носившего название Горький.

Александр Лямков человеком был увлечённым. За работой мог провести чуть не сутки. Но не только столярным делом интересовался.

— Одним из первых купил видеокамеру, магнитофон, — говорит Вера Александровна. — Они у нас здесь же, в музее. Работы, личные вещи передавал и сам мастер, и его родственники.

Теперь всё это стало реликвиями, одними из 800, включёнными в уникальную экспозицию «ЗН».

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Дальнеконстантиновский район.

#газета #землянижегородская #дальнееконстантиново #музей #реликвии