18.02.2025

СОЛНЕЧНЫЕ КОНИ НА ПОТЕХУ

Они не только развлекают, но и учат

Мастер Николай Муравьев открывает видавший виды тяжелый чемодан и достает из него по очереди: запряженную повозку, всадника на лошади, расписную меленку и другие «балясы» – так раньше называли федосеевскую топорную игрушку. И в комнате словно становится веселее, светлее, недаром эти деревянные игрушки называют «солнечными». Изготовление федосеевских народных игрушек почти утраченное ремесло, сейчас увидеть их можно разве что в музеях. И еще – в Малом Зиновьеве, где живет мастер, возродивший игрушку. Он хранит ее секреты и передает немногочисленным ученикам.

Не утратили

Кроме игрушек, Николай Сергеевич извлек из чемодана нож и топор, дощечки и деревянные заготовки. Инструменты – не шуточные, острые, такими всегда пользовались семеновские ложкари. Говорят, что если их должным образом отточить, то даже можно бриться. С этим ложкарным ножом мастер объехал всю нашу область, а также Москву, Киров, Липецк, Сочи, Белоруссию, рассказывая о федосеевском промысле. – Занялся игрушкой совершенно случайно, – рассказывает Николай Муравьев. – Работал учителем технологии в школе в Малом Зиновьеве. В то время один из последних мастеров из Федосеева Евгений Арсеньевич Мордашев приезжал к нам в школу, где вел кружок, учил ребят делать игрушки. Стал присматриваться, чем они занимаются, – сам ничего о ней тогда не знал. Когда Евгения Арсеньевича не стало, кружок закрылся, учить было некому. Тогда Валерий Купцов, в то время заместитель заведующего семеновским районным отделом культуры, и Анатолий Абросимов, бывший директором Малозиновьевского Дома культуры, предложили Николаю Сергеевичу продолжить работу. Они были уверены, что у него получится освоить непростое дело и дальше передавать его ученикам. И они не ошиблись: Николай Муравьев научился делать игрушки и стал обучать этому ребят. Можно сказать, что благодаря ему, федосеевский промысел не был утрачен. Он стал единственным мастером в округе, который этим занимался.

Объяснить сто раз

Николай Сергеевич изучил игрушки, которые хранились в фондах Семеновского краеведческого музея, самостоятельно разобрался в технологии их изготовления. Начал делать первые образцы в школьной мастерской и привлекать к этому мальчишек. Первое, что он соорудил, был простой стульчик. – Дальше – больше: в учебно-производственном комбинате в Семенове собрали группу старшеклассников, – говорит Николай Сергеевич. – Потом таких групп стало три. Учился сам и учил других. У Николая Сергеевича талант педагога и большое терпение. По его словам, чтобы научить, нужно ученику раз сто объяснить и показать, а на сто первый, может, у него и получится. Впоследствии занятия федосеевской игрушкой перешли на базу Малозиновьевского ДК, где появилась мастерская по изготовлению топорной федосеевской игрушки, имеющая статус народной. Руководит мастерской Николай Муравьев. Сюда стали приходить дети помладше, начиная с пятого класса. – Непростой был период, когда старый Дом культуры закрылся, стали строить новое здание, – продолжает мастер. – Пришлось на полтора-два года перевезти всё в неотапливаемую постройку у своего дома. Когда ДК возвели, мне предложили занять под мастерскую старое здание библиотеки, где она сегодня и находится. Сейчас у Николая Сергеевича трое учеников. Никита Климов – восьмиклассник Малозиновьевской школы, а Катя Летягина и Карина Рыжова – девятиклассницы. Не удивляйтесь, изготовлению народной игрушки у мастера учатся не только мальчики, но и девочки, они также освоили владение инструментами.

От всадников до каруселей

Федосеевскую игрушку начали делать на рубеже XIX-XX веков. Считается, что зачинателем был Яков Александров. Вырабатывали их не только в Федосееве, но и других деревнях. Ассортимент со временем стал очень обширным: лошадки с возами, всадники, мельницы, карусели, пароходы, самолеты, кукольная мебель, чего только не делали мастера на потеху детям. Пользовались они большой популярностью. У Николая Муравьева в коллекции около тридцати видов. В прошлом для окрашивания использовали анилиновую краску, которая и придавала им яркий канареечный цвет, ставший традиционным, – готовые изделия просто окунали в раствор. Потом хозяйки расписывали их гусиным пером, рисовали цветы, листья, завитки. Кроме желтого, основные цвета – красный и зеленый. Федоссевская игрушка, безусловно, имеет свои узнаваемые черты, стоит к ней один раз присмотреться, и с другими ее не спутаешь: лаконичная, даже наивная форма, без лишних украшательств. Но простота эта только кажущаяся, вещицы – конструктивные, не легкие в изготовлении. У мельницы, стоит потянуть за веревочку, вращаются лопасти. Зайчик-акробат вертится вокруг своей оси на перекладине. Курица и петушок поочередно клюют, в движение их приводит специальная дощечка. Самыми узнаваемыми являются кони на колесиках. Упрощенная форма туловища, прямые тонкие ножки, крутая шея, которая венчается острыми ушками, особый профиль головы. Кони стоят на дощечках с колесами. Сзади к ним прилаживают возок, либо обходятся без него. Можно посадить на коня всадника.

Секреты ремесла

– Всё делается из свежей осины, она очень мягкая, легко режется ложкарным ножом, – рассказывает Николай Сергеевич. – Когда древесина засыхает, резать ее становится практически невозможно. Кряж раскалываю на пластины, топором обтесываю все сучки и неровности. Получившиеся плашки запускаю в станок, где они обстругиваются до нужной толщины. Все игрушки, кроме коней, делаю из тонких дощечек. Например, для повозки беру дощечки толщиной три-четыре миллиметра, для всадника – полтора-два миллиметра. Детали любых федосеевских игрушек собираются с помощью мелких гвоздиков. – Тут тоже нужно приспособиться, как забить гвоздь так, чтобы он попал именно туда, куда нужно, держа при этом детали определенным образом, – отмечает мастер. – Для учеников, чтобы им было проще, миллиметровым сверлом делал отверстие там, где нужно забить гвоздики. Легкими ударами молоточка они детали сколачивали. Лошадки делаются из большого бруска дерева. Вначале в нем просверливают отверстия для ног. Потом топором от прямоугольного бруска отсекают лишнее, превращая его в пирамидку. Дальше с помощью ножа и ножовки придается форма. Из палочек выстругивают ножки, вклеивают их в подготовленные отверстия. Игрушку шкурят, готовят к росписи. Все игрушки, кроме лошадок, которые делает Николай Муравьёв, расписывает семеновская художница Елена Ваганова. Вторым мастером федосеевской игрушки сейчас считается резчик и токарь Александр Никуличев, который перенял опыт у Николая Сергеевича. Если Николай Муравьёв старается копировать старые образцы, то Александр Алексеевич привнёс в них свое видение. Двух абсолютно одинаковых топорных игрушек не бывает, у каждого мастера они имеют свои черты. – Народные игрушки не просто так придумывали, – рассказывает Николай Сергеевич. – Возьмите хотя бы этого акробата: при нажатии на палочки, он занимает определенное положение. Ведь этому научиться надо. Такие игрушки развивают мелкую моторику рук. А вот маленькие вертушки, которые запускают на улице, они улетают далеко и высоко, для детей это подвижная увлекательная игра. Народная игрушка, сделанная руками мастера, явление уникальное, никакие фабричные изделия их не повторят и не заменят. Хорошо бы, чтобы место им было не только в музеях и на выставках. Такие игрушки не только забавляют, но и развивают, знакомят с родной культурой.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Семёновский округ.