19.06.2024

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ

Утверждение относится и к гончарному, и к историческому

Видно, если уж человеку написано на роду придерживаться творческой линии, то как ни старайся судьбу перехитрить, ничего не получится. Хотя Владимир Щипанов пытался. Окончил академию водного транспорта, устроился на завод инженером. И жизнь вроде бы складывалась: была работа, семья — жена Елена и трое сыновей, но дни шли сплошной чередой, не принося особого счастья и удовлетворения. — Муж — человек исключительно талантливый, — говорит Елена Васильевна. — Порой кажется, за что ни возьмётся, всё у него получается. Отлично играет на музыкальных инструментах, хотя нигде не учился. С юности пишет картины. И вот это его творческое начало, когда работал на предприятии, не давало покоя.

Важная миссия

Для интереса стал заниматься в кружке резки по дереву при заводе «Керамик». Познакомился с главным художником предприятия Александром Лосевым. Та встреча стала для Щипановых знаковой, потому что жизнь в одночасье перевернулась с ног на голову. Владимир Григорьевич приобрёл нового друга, который открыл ему волшебный мир керамики. Гончарное ремесло увлекло настолько, что решил оставить завод, привычную работу и посвятить себя творчеству. Елена Васильевна, к слову, по профессии учитель английского языка, мужа поддержала. Она ни минуты не сомневалась в том, что всё у них получится. Щипановы не просто стали делать из глины посуду, предметы интерьера, они возложили на себя важную миссию, решив возродить забытый промысел. Чуть ли не в каждой деревне шедевры из природного материала делают по-своему. И это не удивительно. Гончарное ремесло — одно из самых древних на земле. Не случайно же во время археологических раскопок находят глиняных истуканов, посуду, черепки. Ещё несколько тысячелетий назад люди приручили природный материал с помощью воды, воздуха и огня. Казариновская чернолощёная керамика относительно молода. Появилась она в XVI веке. Отчего вдруг тамошним крестьянам пришла в голову блажь лепить из глины, историки не знают. Но предполагают, что на творчество сподвигли две причины. Первая — дефицит посуды. Вторая — обилие сырья. Глину, именовавшуюся синей, брали на берегу реки Азанки, протекавшей тут же, в Большом Казаринове. Горшки да плошки лепили крестьяне зимой, когда работы в поле не было. Смастерят, просушат и давай лощить. Прежде говорили: гладить глину, а теперь — полировать. Но как ни называй процесс лощения, а суть одна: превратить изделие в гладкое и блестящее. Примерно такого эффекта можно достичь, покрыв тот же горшок или кувшин глазурью. Но казариновские мастера обходились без этого. Просто брали в руки гладкий камень — голыш или лощило — и водили им в строго заведённом порядке по керамическому боку. Отполированную посуду отправляли в печь — обжигаться. Тут тоже действовали по своей, особой технологии. Из топки светлое изделие, отливавшее синевой, доставали угольночёрным. Продавали посуду, как правило, в Большом Болдине. От Казаринова оно — крупное, торговое, располагалось всего-то в трёх верстах. Расцвет тамошнего гончарного промысла приходится на век XIX. А в ХХ ремесло потихоньку умирало, пока к концу столетия окончательно не сгинуло. Так что Щипановым, решившим делать керамику по этой методике, пришлось технологию возрождать. Благо на родине промысла ещё оставались отдельные его носители, было у кого перенять основы дела.

Смолу в топку

Щипановы, по признанию Елены Васильевны, керамикой начали заниматься не только из-за того, что дело это увлекательное. Сразу решили: изделия из глины делать будут не только для души, но и ради заработка. Поэтому экономическую составляющую брали в расчёт. Гончарное ремесло особых вложений не требует. Всё, что нужно для старта — сырьё, с этим проблем не было, умелые руки мастера и печь. — Помощь пришла откуда не ждали, — рассказывает Елена Щипанова. — Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай безвозмездно предоставил нам помещение под мастерскую с участком земли. На нём и обустроили самодельную топку. Ставили её по старинным чертежам. Первые шаги делали в Нижнем Новгороде. Владимир Григорьевич творил, а Елена Васильевна дело рук его продавала. Свой бизнес Щипановы начали в 1988-м, когда предпринимателей в стране можно было по пальцам пересчитать. Удачно стартовать семье позволил наблюдавшийся в то время дефицит. Самые элементарные вещи купить было нельзя, приходилось доставать. Касалось это и посуды, и предметов интерьера. Так что авторская керамика Щипановых расходилась влёт. — Это очень не простое дело, — продолжает разговор Елена Васильевна. — Взять, к примеру, резное деревянное панно. Мастер намечает рисунок, берётся за инструмент и выводит линию за линией. Устал, притупился взгляд — передохнул. С глиной так не получится. Уж если он попала человеку в руки, пока готовое изделие не родится — не отложишь. Процесс превращения природного материала в произведение искусства — дело не быстрое, занимает много часов. Глину очищают, замешивают, на гончарном круге придают будущему изделию форму, потом вручную доводят до ума, добавляя неповторимые детали и штрихи. Елена Васильевна говорит, что когда мастера — в семье уже не один умелец, Владимир Григорьевич передал ремесло сыновьям, а потом и внукам, — начинают работать с природным материалом, точно не знают, что в итоге получится. Порой кажется, что руки гончара кто-то направляет. И в результате выходит свистулька с уникальным характером и голосом, необычный подсвечник, сказочная кружка. За годы работы у Щипановых выработался свой собственный стиль и почерк. Их изделия ни с какими другими не спутаешь. — Обжиг — один из важнейших этапов, — основатель семейного бизнеса продолжает делиться секретами. — В топку бросают дрова и живицу — хвойную смолу. От неё идёт дым, в результате глиняные шедевры становятся похожими на чугунные. Если в печи не создать вакуум, дать воздуху проникнуть внутрь, изделия будут испорчены. Елена Васильевна тонкостями технологии готова делиться с любым желающим. Достаточно просто задать вопрос, обратиться за советом. А вообще Щипановы часто дают мастер-классы, как для детей, для так и для взрослых.

Древняя флейта

От посуды мастера перешли к музыкальным инструментам. Гончары делают окарины — старинный прообраз флейты. По сути это свистулька с отверстиями, расположенными в определённом порядке. Закрываешь одно — окарина поёт мелодичным голосом, другое — звучание меняется. Инструмент древний, археологи находили его при раскопках на территории Древнего Китая, Египта, Месопотамии. Щипановы окарины делают по технологии обварной керамики. От казариновской она отличается способом обжига. В этом случае тоже используют печь, её топят дровами, опускают глиняное изделие. Когда оно дойдёт до нужной кондиции — раскалится как следует, его достают щипцами, опускают в смесь воды и муки. После такой ванны на глиняных боках проступает неповторимый рисунок. Щипановы — мастера признанные не только на российском, но и на международном уровне. В 2011-м получили медаль «За верность традициям, вклад в сохранение и развитие народного творчества». Награду семья гончаров привезла с фестиваля, проходившего в Татарстане. А из Италии в 2017-м Щипановы вернулись с кантирой. Это древний сосуд, который принято вручать мастерам работы с глиной высшего уровня. За свою творческую жизнь семья переезжала трижды. В 2008-м из Нижнего Новгорода Щипановы перебрались в Балахну — тесновато стало в ограниченном пространстве областного центра. А недавно гончары вновь сменили место прописки, на этот раз на Большое Болдино. — Нам предложили переехать в село, пообещав создать необходимые условия для размещения мастерской, — говорит Елена Васильевна. — Там как раз готовились к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Говорят, что когда поэт приезжал в Большое Болдино, пил из казариновских кружек. Сохранилась такая картинка из прошлого: будто бы идёт Пушкин по базару и мужик к нему обращается: «Купи, барин, кружку. Будешь пиво попивать да казаринцев вспоминать». И не устоял Александр Сергеевич, приобрёл посуду да увёз с собой в Москву. Эта история нашла отражение в современности. Обосновавшись на новом месте, гончары освоили производство кружек, на боку которых выгравировано то самое обращение крестьянина к Пушкину. Получается, Щипановы исполнили возложенную на себя миссию — вернули промысел на родину, замкнув исторический круг.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото предоставлено Торгово-промышленной палатой области.