Posted in Поэзия
19.06.2024

ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ ПОВОДОВ

Выпал случай ими воспользоваться

Символично, что с нижегородским предпринимателем и издателем Александром Инкиным мы встретились в день рождения Пушкина, наш разговор был полностью посвящён поэзии. А поводом для беседы стал выход антологии «Городское кольцо», собравшей под одной обложкой аж 68 горьковчан-нижегородцев, чьё поэтическое творчество успело заявить о себе в период от середины 1970-х до второй половины 1990-х, закрыв литературный XX век. Кто-то из вошедших в сборник поэтов до сих пор радует читателей новыми стихами, кто-то отложил перо, а кого-то с нами, увы, уже нет. Книга стала очередным авторским проектом Александра Викторовича, не один год ревностно занимающегося популяризацией нижегородской поэзии. К слову, в 2021-м, к 800-летию города, при его кураторстве вышла первая книга из этой серии — «Коромыслова башня», познакомившая с целой плеядой наших современных стихотворцев.

Эффект погружения

— Идея проекта возникла у меня давненько, ведь во многом эта история для меня личная, так как в ту пору, в которую возвращает книга, я тоже пытался что-то сочинять и посещал литобъединения, взрастившие множество ярких поэтических голосов, — рассказывает издатель. — О существовании этого литературного поколения, моих ровесников, большинство современных, а особенно молодых авторов, наверное, и не подозревает. Решил исправить ситуацию, дополнив культурный код Нижнего именами тех, кто, преодолевая стены в фигуральном, а порой и в буквальном смысле, нёс новое поэтическое слово. Но мне никак не удавалось найти единомышленников, постоянно слыша одно: это никому не интересно, уже больше половины авторов в живых нет, а кто дожил — разъехались давно. И тут встретился с непосредственными участниками того литературного движения — Михаилом Воловиком и Виталием Гольневым, которые согласились выступить в роли составителей, процесс пошёл. Скажу прямо, им и принадлежит главная заслуга. Кстати, у Виталия Гольнева, руководившего некогда литобъединением «Марафон» при ДК работников торговли, остался объёмный архив, давший благодатную почву для создания антологии. Впрочем, массивный антологический труд касается творчества далеко не только «марафонцев», но и членов других формаций, например, «Данко», где председательствовал недавно покинувший нас Валерий Шамшурин, студии поэта-фронтовика Бориса Пильника, а также автороводиночек. Главным наполнением книги, безусловно, являются стихи, написанные в различных техниках и жанрах, однако не менее значимы в ней редкие фотографии, афиши выступлений, документы, рукописи и воспоминания, которые создают эффект полного погружения во времена, когда на переломе эпох горьковская-нижегородская поэзия устремляла ростки в будущее. — Как издатель, перед составителями я поставил задачу вернуть из забвения как можно больше имён, и моим ориентиром были даже не качество или художественная ценность стихов, а сами люди, которые когда-то все вместе стали для города настоящим культурным явлением, — продолжает Александр Инкин. — Мой довод, обращённый к Михаилу и Виталию, был прост: если мы не реализуем этот проект, то за него больше никто не возьмётся, и целое литературное поколение окончательно канет в Лету, когда не останется его последних живых участников. Каждый автор, попавший в «Городское кольцо», прошёл очень скрупулёзный отбор. Мы, не претендуя на исчерпывающий взгляд на нижегородскую поэзию конца XX века, постарались максимально широко представить её в лицах. Получился, на мой взгляд, поистине мемориальный сборник. Хочу отметить прекрасную работу дизайнера Анатолия Гришина.

Ради малой родины

Антология вышла в нижегородском издательстве «Книги», возглавляемом поэтом и прозаиком, главным редактором литературного журнала «Нижний Новгород» Олегом Рябовым. — Очень люблю родной город, наш край, и всё, что делаю, как издатель и меценат, — это, в первую очередь, ради моей малой родины, её культурного облика, — признаётся Александр Инкин. — У меня есть своя ниша — это никому пока не известные или уже позабытые авторы, и она, к сожалению, практически никем не занята. Антология получилась объёмистая и тяжёлая, 848 страниц, много экземпляров за раз на себе не унесёшь, а распространением тоже самому заниматься приходится. Антология «Городское кольцо», действительно, обладает внушительными размерами, что немудрено, в ней есть даже книга в книге — полное собрание стихотворений Ольги Комовой, чей самобытный поэтический дар наверняка бы сделал её большим литературным именем, если бы двадцатичетырёхлетняя девушка в уже далёком 1996-м не стала жертвой маньяка-убийцы, что всколыхнуло тогда всю общественность. Во вступительном слове Виталий Гольнев так отозвался о творчестве навечно юной поэтессы: «В её стихах нет изощрённой версификации, эпатажности, нарочитости, в них всё пластично, подлинно и объединено гармонией полиритмического звучания. Она ничего не имитировала, она сочиняла своё, и потому её стихи подкупают и завораживают». Если говорить о представленных в антологии авторах, то здесь мы с теплом в сердце встретили поэтическую подборку Маргариты Кирилловой — уроженки деревни Турбанка Спасского округа, работавшей журналистом в «Борской правде» и писавшей для «ЗН». Маргарита Риксовна покинула мир в 2015-м, но и на малой родине, и в Борском округе, где жила и работала, да и в других уголках области её помнят и чтут как поэтессу, корреспондента, автора увлекательных детективов. А ещё в книге мы обнаружили стихи нашей коллеги по Нижегородскому областному информационному центру — обозревателя газеты «Нижегородские новости», заслуженного работника культуры РФ Татьяны Чиняковой. Татьяна Сергеевна в прошлом была активной участницей литобъединения «Данко», регулярно публиковавшейся в литературной периодике. Лукояновцам наверняка будет приятно, что составители почтили память уроженца села Майдан, выпускника Арзамасского пединститута Ивана Борькина, а уренцам и княгининцам, что в книге увековечен журналист «Ленинской смены» и «Нижегородской правды» Сергей Карасёв, появившийся на свет в Урене, а школьные годы проведший в Княгинине.

Следите за новостями

— Есть предварительная договорённость с Нижегородской областной научной библиотекой имени Ленина по поводу проведения презентации книги, которая ориентировочно должна состояться в сентябре в рамках историко-литературного фестиваля «ЧитайГорький», — делится Александр Инкин. — Для этого мероприятия выделил сто экземпляров антологии, будем там раздавать всем желающим её заполучить. Возможно, удастся презентовать «Городское кольцо» где-то ещё, например, в Центре современного искусства Арсенал. Так что любителям стихов советую следить за новостями и афишами. По секрету, уже потихоньку занялся новым издательским проектом, в котором история нижегородской поэзии будет взята в ещё более теперь далёком от нас временном контексте. Городское кольцо — это самый известный в Нижнем Новгороде трамвайный маршрут, проходящий по исторической части мегаполиса, его культурному центру, поэтому антология названа так не ради красного словца: цель её — восстановить недостающие звенья в цепочке лиц и событий, связывающих эпохи в единый художественный пласт. С другой стороны, трамвай — транспорт в высшей степени поэтический, воспетый ещё Николаем Гумилёвым, так что если уж отправляться в возвышенный путь большой талантливой компанией, то только на нём.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора и из архива Александра ИНКИНА.

Ольга КОМОВА



Не грусти, улыбнись, пожалуйста
Посмотри, какая кругом летает музыка
Но она не для нас
Она для композиторов
Они-то знают, что с ней делать
Они её ловят и засушивают
И хранят потом в своих тетрадях
Интересно, когда они поймают всю музыку
То чем мы будем дышать?

Маргарита КИРИЛЛОВА

ХОХЛОМА

То ли солнцем выткана дорожка,
то ли взвился сказочный огонь.
Ты не бойся, огненная ложка
не сожжёт ни скатерть, ни ладонь.
Ты вглядись в невиданное пламя —
это чья-то удаль и мечта.
Добрыми и тёплыми руками
Создавалась эта красота.
Знаешь, утром солнечным и ясным
Так горит рябина у крыльца.
…Заиграло жёлтое на красном.
Согревая души и сердца!

Татьяна ЧИНЯКОВА

Ещё в отраженье своё

как будто

смотрю без печали.

Как будто

зеркальный проём

мне осени

не предвещает.

Но крылья

устали болеть.

Дорога –

седая от пыли.

И шепчет мне голос:

лететь,

покуда они

ещё крылья.