03.10.2023

ПОД КРЫЛОМ ЧЁРНОГО ЛЕБЕДЯ

На встречу с чудом по изумрудной дороге

Музей стекла «Чёрный лебедь» в деревне Конево Балахнинского округа, открытый в 2016 году в канун 400-летия поселения, своим названием обязан дворянскому роду Лебедевых, при которых здесь появился стекольный завод, на несколько веков определивший судьбу населённого пункта. Увы, в 2001-м предприятие окончательно закрылось, и теперь музей остаётся уникальным островком памяти о целых поколениях.

Сказка вдалеке от суеты

Под экспозицию был определён двухэтажный дом бывшего управляющего заводом Адриана Давыдовича Дерюгина, построенный в 1860-е, — яркий образец русской купеческой архитектуры с сохранившимися рельефными потолками, широкими половицами, большой печью, застеклёнными межкомнатными дверями, резными наличниками, мезонином и другими конструктивными элементами, свойственным настоящему памятнику деревянного зодчества. Всю весну и лето 2016 года шла реконструкция дома, и 20 августа — в день празднования юбилея Конева «Чёрный лебедь» распахнул двери для первых посетителей. Деревня расположена в 30 километрах от Балахны — на значительном удалении от оживлённой трассы, связывающей Нижний Новгород и Чкаловск, и попасть в Конево можно только намеренно, свернув с магистрали на лесную дорогу. Оказавшись в местах, где некогда простирались владения князя Дмитрия Пожарского, мы не могли не совершить визит в музей со столь интригующим названием, где нас встретила старший научный сотрудник Балахнинского музейного историко-художественного комплекса Татьяна Петрова, она и проводит здесь экскурсии. Самая активная пора — лето, когда в Конево приезжают дачники. Встречают в музее и туристические группы из Нижнего Новгорода и других городов. — Мы находимся в стороне от Балахны, но взаимодействие с филиалами нашего историко-художественного комплекса позволяет быть частью и их маршрутов, — объясняет Татьяна Ивановна. — Сотрудничаем с детсадом и школой. Включены в программу «Пушкинская карта», а последнюю среду каждого месяца у нас предусмотрено бесплатное посещение экспозиции школьниками. От стрелецкого головы В настоящий момент экспозиционное пространство музея поделено на несколько тематических зон — центр стекловарения, археология, кабинет управляющего, животный мир, русский быт и другие. В начале экскурсии вам обязательно расскажут, что первым владельцем деревни являлся стрелецкий голова, тысячник, участник второго Нижегородского ополчения Семён Андреевич Коковинский, которому в 1616 году имение было пожаловано за ратный труд. Соответствующая запись, давшая дату первого упоминания, сохранилась в Дозорной книге Жарской волости, что хранится в московском архиве древних актов. От Коковинских уже в петровские времена имение перешло во владение к кадровому военному Семёну Ивановичу Ухтомскому, проявившему себя во многих сражениях, в том числе и в Полтавской битве. Позже деревню выкупил балахнинский купец Пётр Игнатьевич Осокин, управлявший заводами на Урале. Правнучка его младшего брата Елизавета Игнатьевна вышла замуж за обер-бергмейстера Пермского горного правления, помещика Елабужского уезда Казанской губернии Евграфа Алексеевича Лебедева, получившего Конево в качестве приданого. Вот так дворянский герб с лебедем и ознаменовал важнейшую веху в истории деревни, потому что именно Евграф Алексеевич обнаружил здесь кварцевые пески, пригодные для стекловарения, и решил открыть производство. Заводов, начавших в конце XVIII века выпускать в этих местах стекло, было тогда два — в Коневе и в соседнем Погарнове. — Основной продукцией являлось листовое стекло, посуда и большие стеклянные ёмкости, которые везли на Нижегородскую ярмарку, — говорит Татьяна Петрова. — В нашем песке — большое содержание окиси железа, что придаёт получаемому из него стеклу зеленоватый цвет. Производство велось вручную силами крепостных крестьян, на глазок, поэтому качество изделий было не очень высоким. С вводом в строй в 1870-м ванной печи вместо горшковой ситуацию удалось изменить: к рубежу следующего столетия класс продукции и её ассортимент значительно выросли. Лебедевы владели предприятием вплоть до революции, а при советской власти оно было преобразовано в стеклозавод «Труд». Ко второй половине XX века критерии качества стекольной продукции сильно изменились, поэтому местное сырьё уже не подходило для производства, и его начали завозить. После внедрения газогенераторов появилась возможность изготовлять прессованную посуду, которая с 1960-х до закрытия являлась основным продуктом.

Собирали всем миром

Фонд музея в немалой степени формировался за счёт переданных в дар семейных реликвий, которыми люди безвозмездно делятся до сих пор. Даже предметы мебели, воссоздающие сейчас атмосферу минувших столетий, в музей привезли неравнодушные односельчане, заинтересованные в том, чтобы память переходила от поколения к поколению не только в виде пересказа, но и в подлинном, вещественном смысле. Благодаря дарителям, в запасниках «Чёрного лебедя» собралась внушительная коллекция посуды и декоративных изделий из стекла, среди которых есть, разумеется, и лебеди тонкой работы. Фондовое богатство позволяет регулярно обновлять экспозицию, неспособную разом вместить столь широкое разнообразие. — Мне, конечно, ещё далеко до экспертов, которые по тем или иным характерным элементам могут с точностью назвать автора изделия, но то, что вещь произведена на нашем заводе, уже могу определить визуально, — продолжает Татьяна Ивановна. — Коневцам моего возраста всё это хорошо знакомо с детства. Например, когда училась в пятом классе, у нас в школе сгорели мастерские, поэтому уроки труда стали проводить на заводе, где мы изготовляли и клеили бирки на каждое стеклянное изделие. Былым промыслом здесь дышит сама земля. Грунтовые дороги в деревне до сих пор иногда называют изумрудными, потому что раньше их засыпали стеклянным боем, который был намного дешевле щебня. Вот и появляются периодически из земли камешки, похожие на изумруды, что когда-то служили нам игрушками. Их тоже можно увидеть в нашей экспозиции. Когда в 1936 году в Горьком открылась фабрика детской игрушки, завод «Труд» обязали поставлять туда стеклянные заготовки для выдувания из них ёлочных шаров. Сейчас преемником той артели является фабрика «Ариэль», где тоже действует свой музей, с которым у «Чёрного лебедя» налажено тесное сотрудничество. В Коневе среди экспонатов можно встретить несколько ёлочных игрушек, подаренных коллегами из Нижнего Новгорода.

Раритет до сих пор в действии

«Чёрный лебедь» на правах краеведческого музея рассказывает не только о становлении стекольной промышленности у себя в деревне, но и даёт представление о быте предков в самом широком срезе. Часть представленных экспонатов приоткрывает гостям этимологию названия населённого пункта. Разумеется, связано оно было с конями: через эти земли проходил тракт из Нижнего в Москву с обилием ямщицких (почтовых) станций, где путники меняли лошадей. Одна из них находилась здесь. Лошади активно использовались в качестве грузового транспорта на заводе. В местном лесничестве конный парк держали ещё в недалёком прошлом. Вот откуда столько сохранившихся предметов упряжи. Особое место занимает коллекция поддужных колокольчиков, переданная в дар одной из жительниц деревни. Уникальный предмет быта предков, причём действующий — деревянный ткацкий станок, которому более 100 лет. — Эта вещь — наследие моей семьи: принадлежал он прабабушке, Екатерине Васильевне Бойцовой из села Белбаж Ковернинского округа. Её муж вскоре по возвращении с фронтов Первой мировой умер от туберкулёза, и ей пришлось поднимать четверых малолетних детей, занявшись изготовлением одежды для односельчан, — показывает раритет Татьяна Петрова. — Используем станок для проведения мастер-классов по традиционному ткачеству. Азы мне успела передать бабушка. Год назад мастерица заняла первое место на конкурсе «Балахнинский сувенир», представив на суд жюри сумочку, созданную на фамильном ткацком станке, на которой бисером был вышит герб Балахны. В музее проводятся мастер-классы по росписи стеклянных изделий, которые пользуются большим спросом у людей, желающих попробовать силы в этом жанре и почувствовать себя настоящими художниками. Кроме того, здесь можно увидеть выставку старых фотографий, где односельчане с теплом в сердце узнают лица своих предков, а иногда и самих себя, мысленно перенесясь на десятилетия назад. Эта часть экспозиции была особенно востребована недавно, в канун очередного праздника — Дня земли Коневской: музей стал важным культурным центром округи.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Балахнинский округ.