ДИЗЕЛЬ НАКАЛ НЕ СНИЗИЛ

Нервы, намотанные на кулак, — так отозвался о ситуации с топливом руководитель хозяйства

Весь аграрный сезон журналисты «Земли нижегородской» провели рядом с крестьянами региона. В последнее время каждый, с кем встречались, делился болью, вызванной ситуацией с топливом. Один из руководителей хозяйств, которому предложили гонять комбайны на бензозаправку за 45 км, поскольку наливали только в баки, охарактеризовал ситуацию так: нервы, намотанные на кулак. Все высказывания руководителей не приведёшь. Публикуем лишь некоторые. Но они отражают сложившееся положение.

Начальник сельхозуправления Шатковского округа Алексей Зырянов:

— Эта проблема коснулась всех. И дело в том, что сельхозпроизводители в напряжённый период столкнулись не только с нехваткой топлива, но ещё и с колоссальным ростом цены на него. Чтобы не быть голословным, приведу конкретные цифры и даты — 8 сентября мы закупали солярку по 75-77 рублей, а уже 11 сентября брали по 80 рублей. Да и то топливо отпускали в ограниченном количестве. Система выстроена так, что даже предвидение никого бы спасти не могло. Запас никак невозможно сделать, потому что нельзя зафиксировать цену. Даже при 100-процентной предоплате на дату заказа топливо нам всё равно отпустят только по цене на дату поставки. Такой вот ребус не в нашу пользу. Таким образом, запасов у большинства аграриев не имеется. Мало у кого вообще есть цистерны, ведь обычно крестьяне работают, приобретая лишь небольшие, нужные для конкретной операции, объёмы. Да и не выйдет сделать себе собственное хранилище, просто зарыв в землю ёмкости. Требования к хранению ГСМ непростые. В нашем округе сильнее всех пострадали мелкие сельхозпроизводители. Но на самом деле плохо всем. Как пример могу привести нашего известного новатора и передовика Александра Дормидонтова. Он сейчас в раздумье по поводу выполнения планов озимого сева. Планировал-то одну площадь засеять озимыми, но из-за неожиданного топливного кризиса не уверен, сможет ли он этот план выполнить. Цена на солярку росла невиданными темпами, а зерно в цене замерло. В агробизнесе одно с другим тесно связано. Заглядывая в сезон будущего года, стоит опасаться, что он и яровых вдвое меньше посеет. Разве может он в убыток работать? Рентабельность уже и сейчас близка к нулевой. Точно так же и многие другие про следующий полевой сезон задумываются. Как сейчас выправится ситуация, так и будет планироваться будущий сев. Диспаритет по всем нашим цехам колоссальный. Если по молоку цена чуть-чуть вверх пошла, то всё равно она не поспевает за соляркой. В нашем округе основная сельхозпродукция — это зерно и картошка. Обычный товарный картофель сейчас продаётся по 9 рублей. Подготовленный, перебранный — по 12 рублей. Зерно сейчас в худшем случае берут по 5,5 рубля, в лучшем — 12,5, если оно высококлассное продовольственное. Заметьте, какова разница с ценой на топливо. Нас уверяют, что цены стабилизируются. Может быть, действительно цены сумеют сдержать. Но на данном этапе ситуация такая, и она не может не тревожить.     

Начальник сельхозуправления Лукояновского округа Александр Щурков:

— Меры, принятые правительством РФ, слава богу, вернули горючее на внутренний рынок, но стоимость опускаться на прежний уровень, похоже, не собирается. Крупные хозяйства при достатке оборотных средств этот удар выдержали, но острая ситуация возникла с фермерами. Ежедневная норма потребления топлива у них невелика — тонны две-три, поэтому для своих нужд они пользовались обычными заправками. Теперь на бензоколонках установлен запрет на отпуск горючего в больших объёмах. Представители фермерских хозяйств обращаются с проблемой ко мне, но единственное, что могу им посоветовать, — приобретать топливо мелким оптом, хотя в таком случае оно выйдет на порядок дороже. А ведь цена неминуемо отразится на себестоимости сельхозпродукции. На данный момент мы отправили в закрома уже 98 процентов зерна, осталось добрать гречу, картофель и рапс. Для завершения кампании наши предприятия обеспечены горючим в необходимых объёмах, но ситуация остаётся тревожной, что мешает строить чёткие планы на следующий сезон.

Генеральный директор ЗАО «Комаровское» Павловского округа Владимир Захаров:

— Последний раз мы покупали солярку почти по 74 рубля. Сейчас только заправили зерносушилку, которая расходует ежедневно тонну топлива. Да ещё полторы тонны требуется для работы техники на полях. Мы ещё пашем зябь и убираем кукурузу на зерно. Осталось работы на несколько дней, а потом перейдём на экономный режим — будем только корма развозить. Вообще цены на топливо стали расти с начала полевых работ, в июне его стоимость была около 40 рублей. Ежедневно расходы на дизтопливо составляют 185 тысяч рублей. Итого в месяц получается круглая сумма — свыше 5 миллионов. На прошлой неделе отправили 20 голов скота в Рязань: все полученные деньги, полтора миллиона, сразу ушли на топливо. В Рязанской области почти не осталось скота — невыгодно держать. И ещё одна головная боль — катастрофически не хватает рабочих рук. Уезжают узбеки, которые выполняли самую грязную работу. Требовали повысить зарплату, как в Москве, где платят 100 тысяч. А у нас нет возможности поднять зарплату даже своим работникам. Ищем по всей округе людей. Как тут не вспомнить фразу бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева, ставшую крылатой: «Денег нет, но вы держитесь». Вот мы пока и держимся.

Елена Махова, начальник управления сельского хозяйства Тоншаевского муниципального округа:

— Конец лета, начало осени — самая горячая пора для земледельцев: уборка зерновых, вспашка земель, транспортировка кормов в склады. Работы, требующие больших затрат топлива. Если в начале года хозяйства имели возможность закупить его с доставкой по 40 тысяч рублей за тонну, то на сегодняшний день цена составляет около 68 тысяч рублей за тонну. На автозаправочной станции оно несколько дешевле, но цена растёт с каждым днём. Одновременно повысилась стоимость электроэнергии, техники и запчастей. А вот цена на зерно снизилась. В прошлом и нынешнем годах урожаи были хорошими, но сбыт зерна вызывает определённые трудности. Если в 2022 году цены варьировались от 13 до 16 рублей за килограмм, сейчас они упали примерно в два раза. Естественно, это несоответствие роста цен на топливо и снижения на зерно бьёт по карману сельского труженика. Знаем, что в Минсельхозе озабочены сложившейся ситуацией. Ждём хороших новостей.

ХРОНИКА ТРЕВОЖНОГО СЕНТЯБРЯ

Недоброй традицией стало регулярное повышение цен на ГСМ в период посевной и уборочной кампаний. Нынешней осенью цены на все виды топлива в очередной раз побили рекорды. С начала сентября аграрии с особой тревогой следят за ежедневным изменением ценников на заправках и любой информацией на эту тему. 5 сентября. Биржевые котировки бензина и дизельного топлива (ДТ) многократно обновили исторические максимумы и продолжают расти. С начала года бензин АИ-92 и АИ-95 в опте подорожали на 76 процентов. В рознице в среднем рост не такой серьёзный — на 7,1 процента по бензину и на 4,2 процента по дизелю. Трудности с дизельным топливом испытывают сельскохозяйственные регионы. «Людей больше всего беспокоит ценообразование. Подорожали запчасти, особенно для импортной техники, топливо и удобрения. Дизель вырос в цене за несколько месяцев больше, чем на 15 процентов», — написал в своём блоге председатель комитета по аграрной политике Заксобрания Ростовской области Вячеслав Василенко со ссылкой на председателя Агропромышленного союза работодателей региона Юрия Каширина. 14 сентября. Стоимость летнего дизельного топлива превысила 73 тысячи рублей за тонну, в очередной раз обновив рекорд. Об этом свидетельствуют данные СанктПетербургской международной товарно-сырьевой биржи (СпбМТСБ). Стало известно о дефиците ДТ в ряде регионов, пишет «Российская газета». При этом производство дизтоплива в стране с начала года выросло на 6,8%, а для АПК требуется всего 3,5% от общего объёма производства. 20 сентября. Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным комитетам вести ежедневный мониторинг и контролировать ситуацию с ценами на ГСМ. По словам Володина, сейчас «фермеры, руководители сельхозпредприятий, механизаторы вынуждены канистрами покупать топливо на автозаправках, где оно практически дешевле под два раза, но нет возможности закупать оптом». 21 сентября. Премьер-министр Михаил Мишустин ввёл временное ограничение на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. В правительстве рассчитывают, что такое решение поможет насытить рынок топлива и снизить цены для российских потребителей. Действие документа распространяется в том числе на бензин и дизельное топливо, приобретённые в ходе биржевых торгов. 24 сентября. Дефицит топлива в опте и рознице отсутствует, его запасов достаточно на нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах и в резервуарах «Транснефти». К такому выводу пришли участники совещания по внутреннему рынку нефтепродуктов, которое провёл вице-премьер Александр Новак. В отрасли считают, что принятые меры по ограничению поставок топлива за рубеж помогут снизить цены для потребителей, но лишь на короткий период. 26 сентября. Временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива обвалил их биржевые котировки на 20 процентов. При этом сам топливный кризис никуда не делся, говорят аналитики. Если пользоваться медицинскими терминами, приступ болезни купирован, но до выздоровления ещё далеко. Цены на топливо на бирже действительно упали, но по ДТ продолжают оставаться на уровне выше исторических максимумов прошлых лет. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ждать на АЗС снижения аналогичного падения биржевых котировок не стоит, сильного снижения цен не произойдёт. 27 сентября. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству плотнее работать с компаниями по стабилизации цен. «Мы же знаем, из-за чего это происходит — в связи с ценами на нефть. Мы понимали, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт», — сказал Путин на совещании с членами кабмина, пишет «Российская газета». Президент обратил внимание, что, по данным Международной биржи в Санкт-Петербурге, стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей: «Меры приняты, а цены растут». Глава государства отметил, что происходящее в других звеньях мало интересует потребителя. Он добавил, что аграрии в некоторых регионах ездят за дизельным топливом в соседние из-за высоких цен у себя. «Будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают, и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, чтобы они тоже свою ответственность понимали, — подчеркнул Владимир Путин. — Ясно, что экономика компаний и для нас важна. Это курица, которая приносит золотые яйца. Но тем не менее реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно». 28 сентября. В четверг на прошлой неделе редакция обратилась в областное министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов с просьбой подготовить для публикации комментарий по сложившейся в регионе ситуации с топливом для АПК и о надеждах на ближайшую перспективу. Комментарий пообещали в среду. Мы ждали до сдачи номера в типографию в четверг. Не дождались.

Полосу подготовили Елена БЕЛЯЕВА, Андрей ДМИТРИЕВ, Светлана ГУНДОРОВА, Александр КУРИКОВ, Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА. Фото Александра КУРИКОВА.