ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Можно проверить на практике, хороши ли доспехи и вкусна ли репа
В ряду исторических фестивалей Поволжья арзамасский «Ржавый меч» уверенно занял своё место. Такой праздник — это всегда своего рода исторический квест по эпохе Средневековья, который в игровой и зрелищной форме даёт ответы на многие вопросы истории родного края.
Костюмы «строим» сами
Любители исторической реконструкции съехались на днях в Арзамас из разных городов страны — от далёкого Новосибирска до древних Казани и Мурома. Участники исторических клубов показали, как они изготавливают костюмы, оружие, обустраивают быт лагеря в точном соответствии с представляемой эпохой. С раннего утра в городском парке разгуливали рыцари в ярких доспехах и дамы в тёплых душегрейках. Средневековый лагерь, составленный из остроконечных палаток, разбили недалеко от площадки у пруда, которой вскоре предстояло стать импровизированным ристалищем. Звон мечей и гулкие удары копий, попадающих в деревянные мишени, раздавались в округе ещё загодя. Фестиваль исторической реконструкции — это не в последнюю очередь костюмы. Для участника принципиально важно, чтобы они были самодельными. Лев Шкляев из Набережных Челнов представил собирательный образ воина Волго-Камского региона. Пересечение торговых путей в наших краях как раз и обусловило сочетание одежды и защиты степных воинов с традиционными русскими воинскими доспехами. — Мы здесь все друзья, и каждый фестиваль — повод встретиться любителям истории, — поясняет Лев. — Костюм каждый «строит» себе сам. Ну а то, что мы немножко побьём друг друга железными палками, добавляет колорита.
В большой семье
Казанские любители истории из клуба «Варяг» уже не один десяток лет занимаются реконструкцией костюма, быта и обычаев народов Скандинавии, Древней Руси, аланов и финно-угоров IX-XI веков. На «Ржавый меч» приехали показать себя воины красавицы княжны, роль которой с успехом исполнила Анна Стрельник. Она считает, что подобные сборы важны, чтобы люди помнили путь своих предков, знали их ошибки и учились на них. Участники клубов проверяют на практике, верны ли изыскания, которые сделаны учёными-теоретиками, работают ли описанные ими приёмы и ухватки в бою, как ведут себя доспехи и одежда в реальных условиях при разном климате. Это и есть практическая, живая история. — Важно знать и помнить историю не только своего родного края, но и соседних регионов, — убеждена Аня. — Для настоящего понимания надо знать историю костюма — что носили предки, каково это для современного человека. Ощущения отличаются от комфорта нашей одежды. Занимаясь восстановлением костюмов далёких предков, защитного снаряжения, ребята с увлечением упражняются в фехтовании на оружии того времени — мечах и копьях. — За тем, чтобы оружие было не «подстатейное», а тренировочное, мы строго следим, — поясняет Алексей Мысов из клуба «Варяг». — Это имитация, не могущая нанести увечий. И всё же весьма тяжёлая. Для наших боёв, пусть и условных, надо серьёзно спортом заниматься, есть среди нас лыжники, борцы, гиревики. В схватках расходуется очень много сил, и надо уметь терпеть. Средневековый бой при оружии скоротечен, схватка длится секунд 20-30, но даже это огромные энергозатраты. Мы ж бьёмся в броне, а ее носить тяжело. Что называется — прочувствуй на себе Средневековье. В беседу вступает одноклубник Марсель Ахмедзянов: — И всё же нам это нравится. Мы тут ради особой атмосферы, пробуем жить жизнью людей той эпохи. Нравится, когда воссоздаётся полностью всё — еда, обычаи, музыка. Это как кино, только с полным погружением. У многих это увлечение семейное. Есть у нас девочка, умеющая с обеих рук стрелять, причём научилась за одно лето. Тут атмосфера большой семьи, где ты за ребёнка не боишься — никто не причинит вреда. Ребятишки знают, что можно подойти к любому дядьке в шлеме, и он – друг
Каков реконструкторский тыл?
Воевали реконструкторы почти весь световой день. Мороз, по их словам, стал не помехой, а новым опытом, хотя и заставившим максимально выложиться. Состязались в битвах целых дружин и боевых троек, устраивали турниры щит-меч и состязания копейщиков, метали тяжёлые сулицы. Словом, развлекались как могли и 16-летние юнцы, и 35-летние «старики». Зрителям интересны были не только бои, хотелось узнать, какова же мирная жизнь в бытовых реалиях того времени. Можно было побывать в походной палатке и прочувствовать — в прямом смысле — вкус жизни средневекового человека. На выездах ролевики всегда питаются и готовят пищу только аутентичным для своего реконструируемого века образом. У костра над котлом хлопотал Евгений Большев из Нижнего Новгорода. Историей он интересовался с мальчишества. Когда узнал, что есть люди, которые не просто читают книжки, но своими руками исторические костюмы делают, живут старинными обычаями, то захотел присоединиться. — По профессии я сварщик, — улыбается Евгений. — Мы тут далеко не все профессиональные историки. Просто с энтузиазмом изучаем археологические находки, каталоги музейные. Вся наша одежда, предметы быта, интерьер сделаны по историческим документам, скрупулёзно перепроверенным. В этой атмосфере поневоле становишься умельцем. Кольчуга у меня самодельная. По ней «прилетало» боевым топором — отделался синяком, значит, хорошо сделал кольчужку. Став на время костровым, а не воином княжеской дружины, юноша не растерялся. В обеде тоже историчность выдерживается. Никакого мяса и картошки — откуда ж их взять в показываемую эпоху IXXI веков? Так что отведайте репы, редьки, капусты с морковью, это вкусно. Кстати, некоторые реконструкторы и овощи (ту же репу) растят сами. Есть в рационе разные крупы. Зрелищность в фестивале не главное, устроители из арзамасского клуба «Черноречье» считают, что он должен быть познавательным. Гости с удовольствием послушали лекцию «Археология Арзамасской земли». Полезными стали новые знания о развитии оружия, доспехов, тканей и о гигиене Средневековья. На множестве площадок проходили занятия по ремесленному мастерству. Хочешь научиться выковать гвоздь, сплести куклу-оберег или изготовить уникальную посуду — пожалуйста. А можно и научиться игре на калюке — обертоновой флейте. Ощущение праздника зрителям дарили менестрели, всегда сопровождавшие рыцарей в походах. На фестивале их роль исполнили музыканты из группы «Лунарь», исполнявшие народные мотивы от заморской Ирландии до южных земель Руси. Коллектив «Изумрудный город» порадовал песнями о подвигах, доблести, о чести и, конечно, о мире.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Арзамасский округ.