17.08.2022

КОЛОТУН, БРАТЦЫ!

История одного подвига

В минувшую пятницу на телевизионных экранах мы смогли посмотреть фильм «Салют-7». Снят он был несколько лет назад, но всё это время путешествовал по экранам кинотеатров и вот, благодаря телевидению, стал доступен всем. На орбитальной станции «Салют-7» была осуществлена самая длительная в своё время экспедиция продолжительностью 237 суток. Дважды в составе экипажа работала Светлана Савицкая, совершившая первой из женщин-космонавтов выход в открытый космос. Впервые в мировой практике космонавты Леонид Кизим и Владимир Соловьёв осуществили межорбитальный перелёт со станции «Мир» на «Салют-7», проработали там 50 суток и снова возвратились на «Мир». А 11 февраля 1985 года в 9 часов 23 минуты по московскому времени станция, на которой к тому времени уже полгода не было людей, вышла из-под контроля и постепенно приближалась к Земле. Под угрозой были человеческие жизни и репутация советской космонавтики. На «Салют-7» было решено отправить экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных — самых опытных на тот момент действующих космонавтов, на кандидатуре которых настоял лично Алексей Леонов.

Особенная экспедиция

Руководивший полётом с Земли космонавт Валерий Рюмин очень точно описал сложившуюся ситуацию: космонавтам на корабле «Союз-Т» нужно было состыковаться фактически с 20-тонным булыжником, который «Салют-7» представлял собой на тот момент. Ничего подобного история космонавтики ещё не знала. Было также неизвестно, что именно произошло на станции и в каком она состоянии — можно ли её восстановить или хотя бы сдвинуть с орбиты, чтобы управлять падением. В Советском Союзе о ситуации с «Салютом-7» знали только специалисты. А мировые СМИ в феврале сообщили о том, что над головой землян крутится огромная неуправляемая советская станция, которая в любой момент может упасть где угодно — в Америке, Европе или Японии. Подобный прецедент уже был: в 1979 году из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». Часть обломков позже нашли в Западной Австралии. Виктор Савиных вспоминал: «Мы начали усиленные тренировки. Оттачивалась техника пилотирования, чтобы достичь поистине ювелирной точности. Режим за режимом, стыковка за стыковкой. Когда стало ясно, что наши навыки и знания позволят осуществить намеченное, было принято решение о старте». Особенная экспедиция требовала и специальной подготовки космического корабля «Союз-Т»: освободили вес, убрав ненужное оборудование, добавили ёмкости для воды и продовольствия, а также для горючего, которое позволит осуществлять манёвры ручной стыковки. На иллюминатор был установлен прибор ночного видения и лазерный дальномер, чтобы космонавты могли сами отслеживать подход к станции.

Есть стыковка!

На подготовку корабля было отведено всего три месяца. 6 июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур под «несчастливым» номером 13. Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза: «В соответствии с программой исследования космического пространства 6 июня 1985 года в 10 часов 40 минут московского времени в Советском Союзе осуществлён запуск космического корабля «Союз Т-13». Программой полёта корабля предусматривается проведение совместных работ с орбитальной станцией «Салют-7». В настоящее время станция совершает полёт в законсервированном состоянии. Бортовые системы корабля «Союз Т-13» работают нормально, самочувствие экипажа хорошее. Космонавты В. Джанибеков и В. Савиных приступили к выполнению программы полёта». Но проблемы начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе. В. Джанибеков: «Станция очень яркая. Сначала её не было видно, но потом она начала разгораться. Красная-красная, в десяток раз ярче, чем Юпитер. Она отходит в сторону, дальность 7,2 км, скорость 12,8 м/сек… Дальность 4,4 км, скорость 7,8 м/сек… Расхождение полтора километра».

В. Савиных: «Мы идём не в графике… Станция уже в стороне, далеко… Нам надо переходить в ручной режим. Володя действует ручками управления корабля. Идём на сближение. 980 метров, скорость 5 м/сек. В этот момент я не выдерживаю: «Начинай, гаси скорость». Джанибеков спокойно передаёт на Землю: «Гашу скорость». Нетерпение нарастает. А я, словно не слыша его ответ, продолжаю твердить: «Гаси, гаси скорость». В. Джанибеков: «Расстояние 200 метров, включаем двигатели на разгон. Сближение идёт с небольшой скоростью, в пределах 1,5 м/сек. Скорость вращения станции в пределах нормы, она практически стабилизировалась. Вот мы зависаем над ней, разворачиваемся… Сейчас будем немножко мучиться, потому что по солнышку у нас не всё хорошо… Вот изображение улучшилось. Кресты совмещены. Рассогласование корабля и станции в допуске… Нормально идёт управление, гашу скорость, ждём касания». В. Савиных: «Есть касание. Есть мехзахват. Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить, — всё смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а солёный пот стекал по разгоряченным лицам».

Как встретишь, «Салют»?

Из сообщения Телеграфного агентства Советского Союза: «Сегодня, 8 июня 1985 года, в 12 часов 50 минут московского времени осуществлена стыковка космического корабля «Союз Т-13» с орбитальной станцией «Салют-7». После проверки герметичности стыковочного узла космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных перешли в помещение станции. В соответствии с программой полета экипаж проводит проверку состояния бортовых систем и оборудования станции. Самочувствие Джанибекова и Савиных хорошее». Однако для экипажа экспедиции основная работа только начиналась. Самое страшное, что могло случиться с «Салютом» — разгерметизация. Кислорода, который был в распоряжении «Союза», не хватило бы на всю станцию, и работа на ней была бы невозможна. После нескольких волнительных минут открывания люков выяснилось, что станция герметична. Земля: «Первое ощущение? Температура какая?» В. Джанибеков: «Колотун, братцы!» Система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха ниже минус пяти. Замёрзшая вода разорвала трубы, стены покрыты инеем.

А если плюнуть, замёрзнет?

Первым делом космонавты открыли иллюминаторы на станции и развернули её к Солнцу с помощью двигателей «Союза». Земля разрешила работать на «Салюте» не больше восьми часов в сутки с перерывами и только по одному. Другой должен был оставаться на корабле и оттуда контролировать напарника. Разогреть еду не представлялось возможным: чай и кофе сначала грели под мышкой, затем — под лампой освещения на корабле. Воду приходилось экономить. Земля: «Володя, а вот если плюнуть, замёрзнет или нет?» В. Джанибеков: «Немедленно делаю. Плюнул. И замерзло. В течение трёх секунд». Десятого июня космонавты вышли в телеэфир. В ЦУПе предусмотрительно попросили их «дыхнуть» и остались довольны: пара изо рта не было видно. В этот день космонавты смогли подключить аккумуляторы станции, соединив их напрямую с солнечными батареями: голыми руками скручивали электрические провода и обматывали их изолентой. Так 16 раз. На следующие сутки включили часть освещения, подсоединили регенераторы воздуха, разогрели консервы и хлеб. Станция начала оживать. Лёд растаял, что принесло космонавтам новые проблемы: что делать с водой? В. Джанибеков: «Я как-то раз засунул руку за панель и замер: рука по локоть в воде! А где взять тряпки? Начали раздирать одежду: сначала бельё, потом костюмы. Достаю упаковку Светланы Евгеньевны Савицкой (Вторая женщина-космонавт работала на станции в 1982 году. — Ред.). Светочка, извини, пожалуйста! Я бы вернул тебе вот этот красивый наряд, но вынужден был использовать его не по назначению. Когда пришёл «грузовик» с огромным количеством вафельных полотенец, это был большой подарок». «Грузовик» — корабль «Прогресс-24» — пристыковался 23 июня. Привёз оборудование, запасы воды и топлива, а также несколько номеров газеты «Правда». О ресурсах можно было больше не беспокоиться. Космонавты начали готовиться к выходу в открытый космос и установке дополнительных секций солнечных батарей: те, что были на станции, за годы нахождения на орбите потеряли свою эффективность под ударами микрометеоритов. Второго августа Владимир Джанибеков и Виктор Савиных осуществили эту операцию. Снова не обошлось без проблем: при развертывании батарей заело трос. Долго мучились, прежде чем он пошёл. Помимо восстановления станции, космонавты занимались на «Салюте» и научной работой: проводили эксперименты, вели наблюдения, выращивали хлопок и перец. Так прошло 100 суток, которые врачи отвели на экспедицию. 18 сентября к станции причалил «Союз Т-14» с Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту. 26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко вернулись на землю, Савиных, Васютин и Волков продолжили работать на орбите.

Финал

На Земле, уже после возвращения Савиных, месяц решали: наградить космонавтов или наказать — те не всегда действовали строго по инструкции и в соответствии с командами ЦУПа. Но в итоге Виктору Савиных вручили вторую звезду Героя, а Джанибекову присвоили звание генерал-майора авиации. Расследование инцидента установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции. Из-за высокой солнечной активности в 1990 году плотность верхних слоёв атмосферы увеличилась, вследствие чего орбитальный комплекс стал неконтролируемо снижаться. Экипажей на нём не было. В ночь с 6 на 7 февраля 1991 года в 22.44 комплекс вошёл в атмосферу на скорости свыше 30000 километров в час и сгорел. Несгоревшие фрагменты упали в малонаселённых районах Чили и Аргентины.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

По материалам открытой печати.

#газета #землянижегородская #космос #подвиг #космонавты #салют-7