14.06.2022

ЗАМКНУТЬ ЕЛОВЫЙ ПОЯС

Редкое ныне ремесло не каждому покорится

Павел Кульпин из деревни Медведево Семёновского округа поддерживает традиции бондарного ремесла такими, какие они были на протяжении веков. Знания он перенял у отца и деда. Раньше в здешних деревнях, особенно по Зубовской дороге, многие занимались бондарным делом, мастерили бочки, кадушки, ушаты и другие деревянные изделия, необходимые в хозяйстве. Сейчас занятие ушло в прошлое. Тем ценнее знания мастера, который всей душой привержен старинному русскому промыслу. Об этом мы и решили рассказать вам накануне Дня России.

Угощение из погреба

Павел Кульпин сейчас на пенсии, есть возможность посвящать больше времени своему увлечению — бондарному ремеслу. Из сарая, который служит мастерской и где весь пол усыпан слоем деревянной стружки, он выносит во двор специальную бондарную лавку, которая необходима в работе. Раскладывает на ней инструменты, некоторые из которых принадлежали ещё отцу и деду: ножи, скобели, резцы, циркуль, уторник, деревянный увесистый молоток и другое. Павел Алексеевич считает, что старый инструмент, металл для которого был закалён в кузнице, лучше справляется с деревом. Но есть у него и современный. Следом появляются светлая кадушка с крышкой и ушат. Мастер делает всевозможную бондарную посуду, ёмкости для бани и даже настоящие дубовые бочки, которые используют винокуры. Это в городах бондарные изделия ушли из обихода, а в сельской местности они попрежнему востребованы. У многих в домах есть погреба, где хранят продукты. Хозяйки заготавливают на зиму квашеную капусту, маринуют огурцы и грибы, знают, что лучший квас получается в деревянной кваснице, а самая вкусная начинка для пирогов — это та, что порублена в специальном корытце. Только на первый взгляд посуда незамысловата. Чтобы собрать кадку без гвоздей, да так, чтобы была без единой щели, красивая и функциональная, нужна сноровка, терпение, опыт и тщательная подготовка. Иногда во двор к Павлу Алексеевичу заглядывают туристы, чтобы представить, как делали посуду предки.

От отца к сыну

Бондарное ремесло в Семёновском краю было широко развито, в местных лесах каждый мог найти достаточно материала для работы. В некоторых деревнях в зимние месяцы чуть ли не в каждом доме мастерили бондарные изделия. Бондарем был дед Павла Кульпина, живший в деревне Еремино, которая находится рядом с Пафнутовым. Когда ещё не построили железную дорогу, мастер возил сделанные вещи на лошади на Волгу, на Бор. Путь занимал не один день, обратно привозил зерно. Алексей Андреевич, отец Павла, родился в 1923 году. Обучившись ремеслу, работал бондарем. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл на фронт, служил наводчиком зенитной установки, отражал атаки вражеских самолетов, дошёл до Берлина. За мужество награжден орденом Красной Звезды и медалями. Впоследствии Алексей Андреевич работал в Семёнове на железной дороге, на арматурном заводе в литейном цеху. Но и промысел не забывал, обучил его традициям и секретам сына, который увлекся этим делом не меньше отца. — Летом мужчины работали, в основном, на земле, зимой — занимались промыслами, сидели в работных, и у каждого было своё дело, государство поддерживало промыслы, — рассказывает Павел Алексеевич. — Раньше в леспромхозах, на предприятиях в Семёновском районе были небольшие бондарные производства. Будучи пацаном, я помогал отцу, освоил столярное, плотницкое дело. Павел Кульпин по образованию клубный работник, окончил областной колледж культуры на Бору — в то время он назывался кульпросветучилищем. После армии работал художником на предприятии хохломской росписи. В 1990-е годы руководил сельским Домом культуры в Медведеве. Было время, когда уезжал в Москву, работал в строительной бригаде. Несмотря на то, что в жизни многим пришлось заниматься, бондарное ремесло не оставлял, оно было материальной поддержкой и делом для души.

Из мастерской — хоть в музей

Изготовление деревянной кадки занимает у мастера дня три. Начинается работа с выбора материала. Для бондарной посуды хорошо подходит ель, её древесина лёгкая, но плотная, она не пропускает воду, не гниет, не синеет. Сосна — смолянистая, из неё в целях экономии древесины можно сделать, например, крышку для кадки. Найти подходящую древесину бывает непросто. Как рассказывает мастер, дуб для бочки должен быть прелым, с кислинкой. Такая характеристика только у засохших или упавших, хорошо полежавших деревьев. Добыть такое — задача нелёгкая. Свежая дубовая древесина для бочек — хуже: дубильные вещества сразу отдает, может потечь. Любое изделие надо спроектировать, продумать, сделать так, чтобы отходов производства осталось как можно меньше. — Беру кряж, начинаю его выкалывать, — об основных этапах работы рассказывает мастер. — Колоть надо по волокнам, нельзя нарушать структуру дерева — природу не победишь. Получившиеся досочки называются клёпками. Материал, из которого делают бондарные изделия, обязательно должен вылежаться на солнце и ветру. Когда клёпки готовы, начинается сборка изделия. Кадку мастер собирает в круг с помощью металлических обручей. После сборки набивает на неё временные черемуховые обручи. Когда остов кадки собран, надо сделать уторы — опоры для дна, вставить само днище. Тут важен геометрический расчет. Потом необходимо обработать поверхность ножами, добиваясь идеально гладкой поверхности. И только когда все этапы закончены, можно снять временные обручи и набить постоянные, еловые. Мастер готовит обручи из сучков особым образом. Пропаривает их в печи, которая сложена во дворе, чтобы они стали мягче. На специальном кряже гнёт их в кольца, потом замачивает в воде на два-три дня. После водных процедур верхний слой у сучков отходит, получается гибкий и красивый обруч, который бондарь режет и набивает на кадку. Без сноровки тут не обойтись, важно посадить обручи, которые скрепляют остов кадки, на нужное место, а потом замкнуть их в хитрые замки. Мастер вспомнил случай. Однажды к нему приходил ученик — хотел освоить изготовление кадок, но с замком так и не справился, тут нужен немалый опыт. Изделия у Павла Алексеевича получаются на загляденье, недаром они выставлены в музеях Семёнова. Звонят из других районов: хотят у себя показать бондарную посуду — не такую, как в магазинах, а настоящую, как в старину. — В ремесле присутствует элемент творчества, дерево — тёплый материал, с ним приятно работать, — говорит Павел Алексеевич. Вещи хоть и похожи, но двух одинаковых не найдешь. Работает мастер с душой. Если нет настроения, то и не получится ничего, в этом случае проще оставить дело на следующий день.

Поддерживать традиции — Будущее без прошлого не бывает, кто-то должен заниматься ремеслом, поддерживать традиции, — считает Павел Кульпин. — Промыслы обязательно должны существовать, это часть нашей культуры. И людям интересно, они хотят к этому прикоснуться. Важно ремёсла поддерживать. Сейчас в Семёновском округе реализуется проект «Мастера керженского края», поддержанный Фондом президентских грантов. В его рамках проводится изучение ремёсел, организуются встречи с мастерами, которые сохраняют уникальные старинные умения, среди них и Павел Кульпин. К бондарному ремеслу Павел Алексеевич привлекает сына Руслана, который пока делает только корыта, на кадки и бочки не хватает усидчивости, но всё приходит с опытом. Интересуется работой дедушки и внук-школьник Максим. Не исключено, что династия мастеров продолжится.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Семеновский округ.

#газета #землянижегородская #семёнов #медведево #бондарь #мастер