ПЯТЬ САНТИМЕТРОВ В ДЕНЬ

Творчество не терпит суеты

Директор по выставочной работе богородского Центра гончарного искусства Александр Чернышов — энтузиаст, более двадцати лет назад вместе с коллегами вставший у истоков создания Центра, на базе которого чуть позже открылся уникальный музей керамики. Подивиться здесь, правда, есть чему: внушительна коллекция глиняных изделий не только местных авторов, но и мастеров из других уголков страны, что большая редкость для подобных экспозиций.

Традиция и новаторство

Для Богородска гончарный промысел традиционный, однако нынешние обжигатели горшков не стали останавливаться лишь на возрождении дедовских технологий, а пытаются развивать направление и в русле современной керамики. — В Центре гончарного искусства, организованном при поддержке районной администрации в 2000 году, продолжаем традиции богородских ремесленников, однако нужно понимать, что предки работали с глиной в целях насыщения рынка простой и доступной посудой, мы же ставим перед собой не производственные, а художественные задачи, — рассказывает Александр Юрьевич. — Курс, взятый на создание современных керамических произведений искусства, вывел на совершенно новый уровень и позволил остаться на плаву даже в самые непростые времена, потому что, сохраняя наследие, мы отражаем и дух своего времени, а это движение вперёд. Небольшое сообщество керамистов насчитывает человек двенадцать, причём далеко не все входят в штат учреждения. Для большинства керамика — хобби и лишь иногда приработок. Александр Чернышов считает, что пока рано говорить о появлении в Богородске местной гончарной школы, 20 лет — небольшой период для полного возрождения глубокого культурного пласта. Скажем, в Дивееве возврат к гончарным традициям происходил на волне восстановления Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, что дало мощнейший импульс, к тому же круг тамошних мастеров объединен ещё и верой, это, скорее, община, где царит единомыслие. В Богородске создать такую крепкую сцепку авторов, отражающую общий взгляд на искусство, крайне сложно: каждый является носителем собственных творческих идей. Впрочем, при таком многообразии становится ярче палитра и богаче на детали создаваемые из глины миры.

Секреты глины

— На первых порах, когда основным направлением была традиционная и неприхотливая керамика, мы использовали богородскую глину, — продолжает Александр Чернышов. — На территории округа в основном залегают суглинки, достаточные для изготовления дешёвой посуды, здесь в старину из них даже кирпичи делали. Художественная керамика потребовала поиска более качественной глины. Её ближайшее месторождение обнаружили в Дивеевском районе. Дивеевская глина кроме лепных качеств обладает разнообразием цветов и оттенков — в одном карьере можно встретить красную, розовую и белую, которая, кстати, отлично подходит для создания глазури, стекловидного покрытия на керамике. Разноцветные глиняные жилы расположены так близко друг от друга, что промышленная разработка с помощью экскаватора невозможна, слои неизбежно перемешались бы. Не случайно в сталинские времена добыча глины велась здесь вручную, теперь же лопата стала символом добровольного служения искусству. На эту службу поступило немало богородчан самых разных возрастов, последовавших заразительному примеру творческого подхода к жизни, который демонстрируют гончары. До пандемии коронавируса и введения связанных с ней жёстких ограничений Центр гончарного искусства достиг пика посещаемости — сюда регулярно приходили около ста человек. Прежний темп стараются теперь набрать так называемые группы выходного дня, куда приходят юные творцы с мамами и папами и те, кто уже давно находится на заслуженном отдыхе.

От отца к сыну

— Несмотря на то, что сейчас на меня свалился груз административной работы, продолжаю оставаться практикующим гончаром и художником, хотя на творчество остаётся не так много времени, — говорит Александр Чернышов. — Делаю штучные вещи и никуда не спешу: создаю авторскую посуду, декоративные изделия, например, подсвечники, скульптурные сосуды на основе гончарных форм. Ученик Ильи Репина, художник Иван Билибин вывел для себя такую формулу: «Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметра больше — предельная норма для добросовестного графика». Искусство требует вдумчивой работы, не терпящей суеты. У меня, бывает, только на роспись одной вазы уходит неделя. Если сажусь за круг, следую правилу делать на нём не больше пяти изделий в день. Центр в течение недели открыт постоянно, и только в понедельник у нас официально выходной, но я всё равно прихожу, для меня это удобный случай весь день посвятить творчеству. Тонкости гончарного искусства Александр Юрьевич передал своему сыну Григорию. Начинающий мастер проходит обучение в Павловском техникуме народных художественных промыслов. По будущей специальности он — металлообработчик, управляющийся не с податливой глиной, а с грубым железом, однако очевидны и точки пересечения, ведь кузнец, как и гончар, имеет дело с огнём. С другой стороны, умение чувствовать любой материал лишь расширяет диапазон настоящего художника. — Свою первую вещицу из глины, как говорят родители, я создал года в два, — улыбается Григорий. — Лепил, а гончарный круг вращала мама — Татьяна Николаевна, которая ведёт в Центре детскую студию. За какой срок можно научиться делать своими руками хотя бы простенький горшок? Кому-то при должном усердии и при определённом таланте хватит и месяца, а другим нужно потратить уйму времени, прежде чем глина приоткроет им свой секрет. Основная часть создаваемых местными мастерами глиняных шедевров идёт на формирование коллекции Центра гончарного искусства. Широкие выставочные пространства населены сказочными образами, поражая возможностями обычной глины, попавшей в руки настоящих мастеров. На табличках значатся имена не только богородских авторов, но и лучших керамистов страны. Например, глаз сразу же зацепился за композицию из пяти фигур Ирины Зеляниной из Кирова. Её работа называется «Поющие». Созданные ею существа, больше похожие на безмолвных глубоководных рыб, с лёгкой руки художницы обрели не только ноги и крылья, но, похоже, и голос, если смотрящий умеет слышать.

Сувениров хватит на всех

Выставочные площадки Центра гончарного искусства полюбились не только керамистам, но и художникам, которые часто организуют здесь выставки. Нижегородское Берёзополье манит живописцев своими пейзажными видами, и те устремляются сюда даже из других регионов, многие приобретают дома, пускают корни. — В деревне Бурцево часто жил и творил знаменитый нижегородский художник Ким Шихов, к большому сожалению, ушедший от нас, — вспоминает Александр Чернышов. — Работает и много других потрясающих живописцев, которые у нас с удовольствием выставляются в рамках проекта «Художники Берёзополья». В конце июня вновь хотим провести очередную такую выставку. Отмена ограничений, связанных с пандемией коронавируса, возвратила Центр гончарного искусства к полноценной жизни. Выставочные залы и классы вновь наводнили соскучившиеся по прекрасному посетители. Возобновилась и некогда очень активная выездная деятельность, ведь богородчан много где ждут. Например, тесные партнёрские связи по обмену опытом поддерживаются с центром народных художественных промыслов и ремёсел города Скопин недалеко от Рязани, откуда родом сам Александр Чернышов. Богородские мастера надеются, что создание на территории их округа туристических маршрутов, связанных с историческим наследием, благотворно повлияет и на рост интереса к гончарному искусству. А уж диковинных керамических сувениров дорогим гостям хватит с избытком.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Богородский округ.

#газета #землянижегородская #богородск #гончары #керамика #прмыслы #искусство