ДРУЖИТ С ЯБЛОКОМ БЕЛОЕ КРУЖЕВО

Новый вид росписи изобрели лукояновские художники

В России более 300 уникальных видов народных и авторских росписей. В разных районах свой стиль. У нас, на Нижегородчине, известны городецкая, хохломская и полхов-майданская. А не так давно появилась лукояновская.

Героиня пока школьница

Новая героиня пока не получила широкой известности. Но ведь ей всего десять лет. С высоты той же хохломы — возраст младенческий. Со временем и лукояновская роспись станет традиционной для нашего края. Местные ремесленные навыки и художественные средства выражения станут привычными, устоявшимися. Когда это случится — зависит от старания мастеров. Художник Александр Пархоменко, рассказал, как она зарождалась: — Идея появилась лет двадцать назад. Но к реализации пришлось идти долго. Над проектом работали мастера декоративно-прикладного искусства нашей общественной организации «Гильдия мастеров Лукояновского края». Мы решили, что наша роспись должна быть объемно-графической. Взяли традиционный мазок с тенью — на кисть берется два цвета белый и какойто из темных, и делается объемный мазок с плавным переходом от света к тени. Такой прием используется в урало-сибирской росписи, также это гжель — синие цветы на белом фоне. Мы же решили использовать яркие темные тона в фоне. Цвет может быть любым, но он должен быть ярким, темным. А в самой росписи у нас до 90 процентов — белый цвет. Другие лишь для придания акцента. В поисках уникального стиля изучали матрешки и другие народные игрушки. Лукояновские мастера поставили множество экспериментов.

Только без геометрии

Сложность в том, что в здешних краях своей росписи никогда не было. Замечательный гончарный промысел не имел никакого художественного оформления. Проба использования мордовских мотивов не удалась. Там все заточено под вышивку, да и слишком уж геометрическая роспись получалась, не художественная. Но все же связь с местными народностями удалось подчеркнуть традиционными цветами — белым, красным, зеленым. — Казалось бы, диковатое сочетание, но наши мастера сумели их гармонично совместить, — радуется Александр Пархоменко. — Наша находка — белый цвет. Стараемся, чтобы он выглядел как легчайшее кружево. Если нашу идею описать одной фразой, то это — белое кружево на цветном темном фоне. Роспись не была придумана «сразу и на века». Она менялась с течением лет. Например, в «Лукояновской правде» лет десять назад даже был материал под названием «Приживется ли на земле лукояновская роспись?» То есть сомнения были. Да и сами художники тогда считали, что это только проект. За прошедшие годы отказались от ряда цветов, видов фона. Роспись жила собственной жизнью, развивалась. — В какой-то момент поняли, что один белый цвет скучноват, — размышляет Александр Валерьевич. — Нужно было что-то, его оттенявшее. Да и народ просил добавить зеленых, как листья, цветов, а также красных и золотых тонов.

Бренд в помощь

Лукояновские художники не зря живут по принципу русской поговорки «На старое смотри — новое твори». С недавних пор роспись стала опираться на новую ступень для развития. В районе реализуется идея нового бренда «Лукояновское яблоко». Мастера изобразительного искусства ее с энтузиазмом подхватили. Мотивы молодой росписи в основном были растительными. Часто использовался излюбленный многими художниками цветок-солнце — подсолнух, символизирующий радость, верность, достоинство. А тут такой подарок — яблоко! Оно прекрасно отражает щедрость и гостеприимность лукояновского края. При этом яблоко сумело не только войти в расписные мотивы, но стало сувенирной базой, на которую роспись как раз и наносится. Помощник главы района Любовь Рыжкина, как человек искусства, умеет и любит придумывать что-то новое, экспериментировать. С ее приходом в команду яблоко и роспись «подружились». — Работы было много, — продолжает Александр Пархоменко. — Придирчиво выбирали форму, цвета, разные варианты росписи нашей. Пробовали даже фиолетовое яблоко, его отвергли, но в музее оно сохранилось. Много экспериментировали с токарем Владимиром Нефёдкиным из Лопатина, делая чертежи яблока. Форму много раз меняли. Листочки, отходящие от плодоножки, разработал резчик Николай Аношкин. Он долго добивался похожего вида, чтобы яблоко выглядело только что сорванным с дерева. И все это расписывалось белым кружевом. Но эта командная работа была для всех в радость.

Пришел в музей — бери лобзик

Лукояновское яблоко — это белый цвет, оживленный зелеными тонами в листьях, нежно-розовым бочком и даже сиреневым оттенком в цветах. Есть специальные изюминки — усики, травинки, завитки, золотые капли в семенах. Художники рады, что в молодой росписи нет еще устоявшихся, застывших форм, канонов. Это для творчества хорошо. На прошедшем в августе первом районном яблочном фестивале расписное лукояновское яблочко пользовалось немалым покупательским спросом у гостей праздника. Успех побудил художников к новому творческому поиску. К следующему фестивалю узор яблокабренда будет другой, к этой цели художники будут идти весь год. Кстати, «дружба» яблока с росписью породила новый проект, центром которого стала арт-мастерская «Лукояновская роспись», объединившая художников, резчиков, токарей под эгидой краеведческого музея. Мастера хотят проводить мастерклассы, чтобы турист, посетитель музея не только купил сувенир, но и попробовал силы в народных промыслах. Идея — нести искусство в массы. Туристическая составляющая юга области теперь включает и лукояновскую роспись с новым яблочным брендом. Пришел в музей — получи в руки лобзик, выпиливай себе заготовку, которую потом сам и распишешь в технике здешних мастеров. В декабре в Лукоянове откроется выставка изделий с новой росписью, которая затем станет передвижной и отправится по районам области, чтобы больше людей познакомились с лукояновским белым кружевом.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Лукояновский район.

#газета #землянижегородская #лукоянов #роспись