ЗА ВЕРЕНИЦЕЙ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ
Резчик делится секретами ремесла
Вениамин Сиротин — мастер редкого промысла, он один из немногих в Семёнове резчиков, кто делает традиционные деревянные ковши в виде лебедей. Он знает, как сложно мастерам художественных промыслов реализовать свои изделия, поэтому искал выход и нашел.
Ковш как символ
В центре зала стол, на красивой скатерти самовар и ваза с угощением. — Вчера приезжали туристы, им понравилось украшение помещения, — объясняет Вениамин. В этом небольшом магазинчике-мастерской Вениамин не только предлагает деревянную утварь, посуду и другие изделия коллег, но и работает сам, проводит мастер-классы по резьбе, сюда заглядывают туристы, которым интересно познакомиться с местными ремеслами. Резчик садится на небольшой табурет в центре комнаты, перед ним на рабочем месте разложены инструменты — небольшой топорик и деревянная колотушка, тёсла, которыми вырезает внутреннюю часть ковша, резцы и специальные ножи. За недолгое время в его руках рождается заготовка. Он рассказывает о технологии деревянного промысла, открывает некоторые секреты мастерства. У стены выстроилась целая вереница белых лебедей. Круглая чаша, ручка — птичий хвост, изогнутая изящная шея, которую венчает голова с длинным клювом и хохолком — так выглядят произведения мастера. Другие ковши напоминают уток — шея у них короткая, голова крупнее, а клюв широкий. Птицы разных размеров, на боках некоторых висят черпачки. Сейчас деревянные ковши редко встретишь в обиходе, но до середины позапрошлого столетия они были распространены, их использовали как сосуды для питья и подачи напитков во время застолья. Ковш — символ хлебосольства, он имеет форму ладьи с двумя рукоятками в виде головы и хвоста птицы. В Семёнове такие изделия, конечно, ассоциируются с хохломской росписью. Вениамин Сиротин рассказал, что делает изделия и для хохломы, но в его мастерской почти все птицы белые, не расписанные. — Их берут как заготовки для творчества — люди сами их потом украшают, это хороший подарок и сувенир, — объясняет Вениамин. С деревом он обращается виртуозно, может сделать практически все что угодно — декоративные изделия, ложки. На полках выстроились ряды деревянной токарной посуды — доски, вазочки, сахарницы, емкости с крышками и многое чего еще. А рядом изделия других семеновских мастеров.
Яблоки для тренировки
Вениамину Сиротину 33 года. Резчик он потомственный. Ремеслу его научили старшие братья. Мама готовит будущую хохлому под роспись, а сестры-художницы расписывают. — Семья у нас большая, я шестой ребенок, — рассказывает Вениамин. — Когда Николай, один из старших братьев, вернулся из армии, открыл во дворе мастерскую. Мне тогда было лет восемь, и я много времени проводил там, помогал убирать стружку и, конечно, следил за работой. Так стал вникать в дело. Без упорства промысел не освоишь, Вениамин учился обращаться с инструментом, делал много заготовок. Брат стал поручать задания, например, шкурить изделия. В десять лет Вениамин обзавелся собственным небольшим токарным станком и научился на нем работать. Тренировался даже на яблоках, пробовал из них что-то вытачивать. Токарную посуду, изготовление которой быстро освоил, после школы относил заказчикам. Читал книги по резьбе. Вениамин вспоминает свою первую большую работу. Заказчику потребовалась композиция из трех лебедей в подарок дочери на свадьбу — не побоялся поручить ответственное дело тринадцатилетнему мальчишке. Обсудив детали, юный умелец приступил к работе, занимался ею после уроков, закончил в срок, земляк остался доволен. Так у Вениамина стали появляться серьезные заказы. Поэтому мастер он хоть и молодой, но со стажем — своим делом занимается уже двадцать лет.
Наряд для птицы
Конечно, не всегда все складывалось гладко, были времена, когда он пробовал себя в других профессиях, даже распродал инструменты, но все равно возвращался к резьбе по дереву. Рассказывает, что упростил технологию изготовления ковшейлебедей, стал использовать электроинструмент, увеличил объемы производства. — Лебедей делаем из липы — мягкого, бархатистого материала, — рассказывает Вениамин. — Покупаем бревна, держим их год-полтора, чтобы древесина высохла, потом с ней можно работать. Сам ковш делаю из кряжа, головы — из досок: так получается быстрее и меньше расход древесины. Цельную птицу вырезать дольше и дороже, хотя и это возможно. Предприятие, которое занимается в Семёнове хохломской росписью, стало брать у мастера партии. Он и сам ищет заказчиков, в том числе, через интернет. У Вениамина есть страницы в социальных сетях, где он рассказывает о промысле, его истории. Однажды мастер даже провел в Семёнове конкурс, как может выглядеть деревянный лебедь. Партию ковшей передал ребятам, которые занимаются в творческой мастерской, в течение двух недель они декорировали изделия, каких только нарядов не напридумывали — раскрашивали, украшали бисером. Жюри определило победителей, которые получили призы. В общем, мастер старается искать что-то новое в резьбе по дереву. Проводит учебу для желающих. А еще Вениамин мечтает открыть в Семёнове пространство, где под одной крышей смогут собраться те, кто занимается деревянным промыслом, чтобы делиться опытом, учить ремеслу других.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
Семёновский округ.
#газета #землянижегородская #семенов #резчик #ремесло #промысел