НЕВЕСТА БОГАТАЯ — РОГАТАЯ ДА БОРОДАТАЯ

Только у нас можно увидеть «корзиночку»

Недавно в престижном конкурсе «Топ-1000 локальных культурных и туристических брендов России» победу одержали и несколько нижегородских проектов. В список самых заметных брендов страны вошла Арзамасская золотная вышивка.

Переняли «живопись иглой»

В историко-художественном музее Арзамаса хранятся удивительной красоты золотные вышивки богослужебных облачений. Тончайшие нити искусно уложены в сложные узоры. Золотая ниточка в золотых руках и сегодня вьется. Сохранили знаменитый промысел местные мастерицы. Сотрудники музея, районного центра ремёсел много лет вели изыскания: где же зародилось это ремесло, как оно пришло на арзамасскую землю? Зародилась техника в восточных странах. Но и славянские народы стали использовать ее более тысячи лет назад, еще до принятия христианства. Раззолоченные одежды ценились русскими. Потому и наши мастерицы стремились перенять искусство. Было важно, чтобы оно обходилось дешевле, чем заморские изделия. Прядёное золото — нить, обвитая тончайшей золотой проволокой, или бить — узкая полоска золота, канитель — плотно скрученная в спираль золотая нить — это очень дорогие материалы. Поэтому стали использовать нити позолоченные или из искусственных материалов — золотные. Сохранившиеся вышивки русских мастериц — это настоящая «живопись иглой». Мастерские художественного шитья («светлицы») широко распространились на Руси. Особенно — в женских монастырях. Работа эта кропотливая, вышивали один квадратный сантиметр почти 2 часа. Русские мастерицы шили «в прикреп по карте» — специальной подложке, на которую наматывали золотную нить. Так рельеф вышивки получался высоким. Богато украшенный золотной вышивкой праздничный костюм считался гордостью состоятельной семьи. Его передавали по наследству как никогда не обесценивающийся капитал. Впрочем, со второй половины XVII века золотное шитьё становится украшением и народной одежды. Зажиточные крестьяне и горожане могли себе это позволить. Уроженец Выездной слободы близ Арзамаса Николай Щапов писал о свадебной одежде своей невесты: «Смотрение было в 1820 году. Невеста в шелковом, вышитом золотом сарафане. На голове жемчужная повязка, и в косе целый пучок шитых алых лент. Перед обедом надели на молодую вышитый кокошник».

Платье для Екатерины

Для нижегородского золотного шитья характерен крупный густой узор с листьями и цветами, виноградными гроздьями. В наших краях шили на бархате и шелке. С середины XIX века в городах уже отошли от применения золотного шитья в костюме, а деревенские модницы еще долго находили его современным. Зажиточные крестьянки особо ценили роскошные украшения головных уборов: кокошников, шапочек-головок. Старообрядки богатых сел Чернухи и Коваксы носили диковинную «обряду», служившую молельным костюмом — алую шелковую рубаху с шитыми золотом вставками-«поликами». — С XVII века золотошвейное дело процветало в старообрядческих скитах нижегородского Поволжья, — рассказывает научный сотрудник арзамасского музея Светлана Скрябина. — Вышивка, золотошвейное и бисерное дело считались «белоручными» работами. Чернухинские мастерицы даже украшали платье Екатерины II. По Арзамасской округе золотный костюм распространился именно из Чернухи и стал женским крестьянским костюмом. Необычным была именно отделка золотом — от макушки до подола. — Бытовало выражение в Чернухе: «Невеста богатая — рогатая и бородатая», – продолжает Светлана Скрябина. — «Бородкой» называли украшение из бахромы на груди. В музее есть костюм с 17-ю метрами «бородки», но бывало и по 30-35 метров. «Рогатой» же невесту звали из-за украшения на шапочке, называемого «рожками». Оно позволяло скрыть морщинку на лбу, появляющуюся от трудностей замужней жизни. Костюм был немалым приданым. Только украшения на плечах — оплечья — оценивались как 2-3 коровы. Весь костюм мог значительно превышать стоимость крестьянского подворья. Поэтому наряд покупали по частям и никогда не стирали из-за опасения смыть с нити золотое напыление.

В Иерусалим и Грецию

Золотное шитьё — слава и гордость Арзамаса — пришло в город в XVI веке. Первенство в золотошвейных работах по праву заслужили монахини и послушницы арзамасских монастырей. Именно с основания Николаевского женского монастыря в 1580 году и зародилось в городе золотошвейное дело. Не все монахини допускались к золотному ремеслу, это послушание было элитным. В 1907 году в Николаевском монастыре было всего семь золотошвей из 400 монахинь. За шитую золотом плащаницу монастырь получал 200-300 рублей серебром. Прибыль от рукоделия достигала 60 процентов от общей суммы доходов. В конце XIX века доход Николаевского монастыря от золотошвейных работ составлял около 1000 рублей в год. Мастерицы могли заниматься вышиванием всего несколько лет, потом зрение портилось и им назначали другое послушание. Золотошвейки, конечно, не подписывали свои произведения, поэтому имена их в большинстве утрачены. Краевед Петр Еремеев отмечает, что лишь некоторые имена удалось сохранить. Стала золотошвеей Александра Подсосова. По сей день в Арзамасском Воскресенском соборе хранится украшенная золотной вышивкой и драгоценными камнями чудотворная икона Божьей матери «Казанская», расшитая ее руками. Работа уникальна тем, что на ней одной удалось представить все техники вышивки, которыми владели арзамасские мастерицы. Заказы на вышивку приходили в Арзамас даже из Греции, Константинополя, Иерусалима.

Реставрация вручную

Арзамасские умелицы и сегодня владеют уникальными приемами вышивки. Только здесь применяют редчайший шов «корзиночка», который совершенно невозможно исполнить машинным способом. Золотошвея Юлия Калистова реставрировала такой узор на чернухинском костюме. Удалось восстановить праздничный костюм, кокошник, шаль. Глаза швеи очень устают от блеска золотой нити, пальцы от мелких движений порой теряют чувствительность. Поэтому сегодня золотное шитье чаще всего машинное. — На станке можно вышить далеко не всё, — поясняет Юлия. — Например, реставрировать старинные вещи с помощью машин невозможно. Сегодня и церковные облачения, и другие золотные вещи выполнены машинным способом. Поэтому я стараюсь вручную реставрировать старинные облачения, чтобы в наших храмах сохранялись уникальные старинные вещи ручной работы. Сегодня обучиться мастерству золотошвеи можно в районном центре ремёсел. Там брали уроки и нынешние насельницы Николаевского женского монастыря. Отрадно, что уникальный промысел не исчезает. Стараниями энтузиастов Арзамасский район и по сей день является единственным в области, где практикуют ручное золотное шитьё.

Анастасия КУРИКОВА.

Фото Александра КУРИКОВА.

Арзамасский район.

#газета #землянижегородкая #арзамас #музей #шитьё #традиции #промыслы