«ПОБЕДА» РОЖДЁННАЯ ПОБЕДОЙ

Если провести опрос среди наших читателей: пришлось ли им видеть «живьем» первую послевоенную легковую машину, выпущенную на Горьковском автозаводе — М20, лучше известную как «Победа», то утвердительный ответ мы получим только от старшего поколения читателей. И то, многие не очень-то могут уже представить, как она выглядела. Век этой машины был недолог, а вот история её рождения примечательная и связана с войной, с самым трудным периодом автозавода, когда немецкая пропаганда объявила его полностью уничтоженным бомбовыми ударами люфтваффе. В разгромленных цехах завода начинали работать над машиной послевоенного будущего. В это трудно поверить, но так было. А как это было — мы с вами и постараемся узнать.

Мы как-то привыкли осознавать, что вся наша промышленность с первых дней войны переключилась на выпуск оборонных заказов. Так Горьковский автозавод стал делать лёгкие танки, при этом не снижая выпуска грузовых автомобилей. И тут нет ничего удивительного. Удивительное было в другом. В декабре 1941 года автозавод получает правительственное задание — «выполнить проектные работы по созданию нового автомобиля». Причём автомобиля не грузового для военных дорог, а легкового, как тогда называли «народного», доступного по цене даже простым гражданам страны. Война, конечно, стала помехой в реализации этих планов, но не настолько, чтобы заводу от них отказаться вовсе, сославшись на военную загрузку всего производства. У завода был главный конструктор Андрей Александрович Липгарт, который ещё до войны прописал заводу программу выпуска автомобилей. И если с грузовиками ещё была какая-то ясность, то «легковушки» были пределом мечты. Достаточно сказать, что в то время не существовало методик математических расчётов легковых автомобилей и только нарождались заводские специалисты, способные взяться за самостоятельную работу по их проектированию. Легендарная автозаводская «Эмка» во многом была заимствованной, но нельзя сказать, что совсем чужой. «Эмка» сдавала главный экзамен на войне в роли командирских машин. И скептики, считавшие её полностью заимствованной, не учитывали, что настоящая фордовская «Эмка» вряд ли сдала бы этот бездорожный экзамен. Автозаводские конструкторы даже в горячие военные будни выполнения оборонных заказов не забывали изучать мировые автомобильные достижения. Фронт давал такую возможность, поставляя трофейную технику. Журнал «Автомобильная и тракторная промышленность» писал: «Отбирая наиболее ценные качества в изучаемых машинах, наши конструкторы, творчески обогащенные, создавали свою, новую конструкцию».

* * *

Осенью 1941 года у конструкторов Горьковского автозавода появился трофейный немецкий Opel Kapitan предвоенного выпуска. Он и стал основой для опытов в познании конструирования легковых автомобилей. Мы иногда можем упрекнуть наших конструкторов в слепом копировании иностранных автомобилей. Вот и в нашей «Победе» мы могли увидеть что-то от трофейного немецкого авто. А кто-то и в нём уловит американское влияние. Знатоки скажут больше: в одном из образцов английской машины нашли элементы «Победы». Всё это называется взаимным перетеканием идей. Слепо никто ничего не копирует. Но мы уже забежали далеко вперёд. Вернёмся к хроникальной последовательности создания горьковской «легковушки». Есть такая дата — 25 июня 1942 года, самый разгар войны. Нам эта дата ни о чём не говорит, хотя можно назвать её в какой-то степени и ключевой. Посудите сами: в этот день в Наркомате среднего машиностроения, который полностью отвечал за выпуск танков, состоялось заседание, на котором обсуждалась будущая мирная продукция автозаводов и речь, в частности, шла и о «легковушке» ГАЗ-М20. Главному конструктору Горьковского автозавода Андрею Александровичу Липгарту было о чём сказать. Тот же журнал «Автомобильная и тракторная промышленность» писал: «Сильное и точное слово «победа» возникло в сознании Андрея Александровича Липгарта в суровые и радостные январские дни сорок третьего года, когда 6-я германская армия была полностью окружена и разгромлена под Сталинградом». Именно январь 1943 года считается основной датой в истории автопрома, когда было обращено внимание на выпуск мирной продукции. Только тогда, мол, автостроители поверили в победный сдвиг в войне. Но, как видим, они в победе и не сомневались. Тогда почему же январь 1943 года считается для автопрома стартом в послевоенное будущее. Обратимся к хронике военных лет. Находим дату — 3 февраля 1943 года. В этот день в Наркомате среднего машиностроения открылось совещание, которое продолжалось целую неделю. Собралось 45 главных конструкторов и ведущих специалистов автомобильных заводов. Обсуждалось будущее автомобильной отрасли. Отмечалось, что собравшиеся были в приподнятом настроении от победы под Сталинградом. И только у Андрея Александровича Липгарта в папке лежал полный перспективный план выпуска новой продукции и, конечно же, разработки по «легковушке» ГАЗ-М20.

* * *

Но главные испытания Горьковского автозавода были впереди. Начало лета 1943 года выпало тяжёлым, если не сказать тяжелейшим. В планах командования вермахта предусматривались сокрушительные массированные авианалёты по промышленным городам Поволжья. Автозавод точно входил в эти планы. Несколько налётов он уже испытал, были разрушения, были жертвы. Но то, что случится потом… Один из ветеранов-зенитчиков писал: «То, что творилось на горьковской земле во время налётов вражеской авиации, смело, без всякого преувеличения можно и нужно назвать войной. Да, это была война, самая настоящая, разрушительная, кровопролитная война, унёсшая немало жизней, причинившая горьковчанам много горя и страданий и нанёсшая большой материальный ущерб». Понятно, что бомбардировки резко затормозили работу над новой машиной и всё-таки она шла, как ей и положено, в спорах, в творческих находках. Автомобильные историки говорят, что от «Опеля», который был взят за основу разработок, постепенно исчезало всё похожее. Английский журнал «Мотор» в 1952 году писал: «Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона «Победы» — способность надёжно работать на любых дорогах… На «Победе» не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда машина полностью нагружена».

* * *

6 ноября 1944 года сам главный конструктор вывел новый автомобиль на испытание. Может сложиться впечатление, что заслуга в создании «Победы» принадлежит одному человеку — Андрею Александровичу Липгарту. Такого, конечно, быть не могло. Но этот человек ещё до войны подобрал целую когорту отменных специалистов. Как ему это удавалось, до сих пор загадка для историков завода. Причём эти спецы могли и не иметь высшего технического образования, а работали по наитию. Одним из авторов кузова «Победы» называют человека по имени Джон Артурович Вильямс. Англичанин? Самый настоящий. И имя у него было настоящее Томас Сирил Боттинг, только после войны в Испании он его почему-то поменял. Этот человек обладал редким техническим видением: он мог сочетать пространственные формы на плоскости. В работе над машиной встала некая почти не разрешимая проблема: на переднем крыле машины возникали блики неправильной формы. Они, естественно, отвлекали водителя и мешали ему управлять машиной. Никто не мог понять, в чём дело. Считали, что это технологическая ошибка. Блики к тому же создавали эффект помятости кузова, что уже ни в какие ворота не лезло. Вильямсу удалось устранить этот недостаток. Причём с устранением недостатка исчезли последние признаки заимствования. Машина стала похожа на саму себя. Липгарт уговорил его написать методическое пособие «Построение криволинейных поверхностей» и только после этого Вильямс поступил в политехнический институт. Война добавила автозаводу конструкторов. Здесь проектировались вездеходы, лёгкие танки, даже самолёты для первоначального обучения летчиков. Если подсчитать, сколько конструкторов получило за время войны Сталинские премии, то вряд ли какой завод мог сравниться с Горьковским автозаводом. Только у Липгарта их пять.

* * *

Мы вовсе забыли о легендах, которые вились за «Победой», начиная с её названия. Первоначально рабочим названием машины было «Родина». Говорят, что её так и представили Сталину. Было это за несколько дней перед Парадом Победы. Вопрос вождя озадачил всех: «А по какой цене вы будете торговать родиной?» Хорошо, что прозвучал он как шутка. Так новая машина обрела название «Победа».

* * *

Международный дебют «Победы» состоялся в день открытия памятника Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке 8 мая 1949 года. На только что полученной машине Горьковского автозавода к открытию подъехал один из советских высокопоставленных генералов. В те годы мы не беспокоились о живучести брендов и не извлекали из них пользы. У нас всё шло по заранее скорректированным планам, и «Победу» вписали в них. Куда только и какими путями не проникала «Победа»: на волне интереса к советским товарам она оказалась в Бельгии, Австрии, Великобритании, многие коллекционеры машин добывали её, перекупая в нарождающихся соцстранах. Странным оказалось отношение к машине, которая завоёвывала популярность, у Сталина. Он практически подарил её Польше только потому, чтобы она разорвала свои отношения с фирмой «Фиат». Произошло это в ноябре 1951 года. Подсчитано, что в Польше «Побед», уже под названием «Варшава», выпущено было больше, чем в нашей стране.

* * *

«Победа» стала забытой машиной. Редко где мы её увидим сейчас. Нам повезло, мы увидели её в Берлине два года назад. Коллекционер машин из Калининграда приехал на ней в день 9 Мая. А тут нам напомнили, что товарный знак «Победа» никуда не делся и является принадлежностью «Группы ГАЗ». Он даже обновлен. Его «немного освежили, добавив современности в логотип». Вот только что с ним делать дальше? Остаётся вспоминать о былом.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Фото автора и Николая ДОБРОВОЛЬСКОГО.

Создатели «Победы» — автозаводские конструкторы Андрей Липгарт и Александр Кириллов. 1947 г. «Победа» в Берлине. 9 мая 2019 г. 3 февраля 1943 года главный конструктор Горьковского автозавода Андрей Липгарт доложил на совещании в Наркомсредмаше о ходе разработок новых легковых машин, среди которых была и ГАЗ-20 «Родина». 19 июня 1945 года в Кремле состоялся показ будущей «Победы» Сталину.

#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #победа #автопром #газ