ЗВОНА МНОГО — ВЕСЕЛЕЙ ДОРОГА

Ямские колокольчики не только отгоняли грусть

Село Пурех в прошлом — центр меднолитейного промысла, здешние мастера лили колокольчики, которые славились на всю Россию. Их громкий мелодичный звон ямские тройки разносили по дорогам страны. Промысел давно забыт. Но в экспозиции Пуреховского краеведческого музея имени Д.М. Пожарского центральное место занимают именно колокольчики, здесь хранится немалая коллекция, поэтому звон их можно услышать и сейчас.

«Спецсигнал» для тройки

— Колокольчики, которые вешали под дугой коренника в упряжке лошадей, — уникальное русское явление, оно было значимым до начала XX века, — рассказывает заведующая отделом музея Татьяна Киселёва. — Об их происхождении существуют разные легенды. Одна гласит, что они потомки вечевого новгородского колокола. Он был снят с Софийской звонницы, когда Иван III в XV веке покорил Великий Новгород. Колокол, который был символом независимости, везли в Москву как пленника, опутанного цепями, с вырванным языком, чтобы переплавить. Но на валдайских ухабах он упал с саней и разбился на многочисленные медные осколки. Их подобрали местные мастера, отлили из них первые колокольчики и подвесили их под дугой коренника в память о вечевом колоколе. Конечно, это, скорее, красивое предание. А то, что промысел, связанный с ямщицким делом, развился на Валдае, на самой середине тракта между Москвой и Петербургом, неудивительно — это была главная дорога России. Колокольчики служили сигнальным средством. Их громкий мелодичный звон издалека уведомлял служащих ямских станций о прибытии почтового экипажа: выводите тройку свежих лошадей. — Изначально ямщикам был предложен медный сигнальный рожок, как за границей, — объясняет Татьяна Валерьевна. — Но он не прижился — занимал одну руку, на нём нужно было учиться играть, зимой рожок холодно было прикладывать к губам. Колокольчик же в долгую дорогу не давал уснуть, отгонял печальные думы. Даже задремав, по характеру звона ямщик мог определить, с какой скоростью и по какой дороге едет. Другая функция колокольчика, как у современного спецсигнала: уступи дорогу. Частные экипажи обязаны были пропускать почтовую тройку. Однако это привело к тому, что все захотели иметь у себя на экипажах «спецсигналы» и стали их покупать. В итоге на дорогах участились аварии — каждый хотел проехать без очереди. Кроме того, даже в небольшом уездном городе колокольчики стали производить слишком много шума. Поэтому в 1860 году почтовый департамент запретил использовать поддужные колокольчики частным экипажам. А ямщики в городе должны были подвязывать языки колокольчикам. Выезжая на тракт, им снова давали звенеть. Колечко, возле которого подвязывался колокольчик, называлось «зга». Если ямщик со своего места не мог его разглядеть, значит наступила темнота, непогода — отсюда пошло выражение «не видно ни зги».

Спрос пришел с тракта

Как же колокольчики стали делать на нижегородской земле, в Пурехе? В краеведческом музее помимо местных звонких изделий хранятся валдайские и касимовские. Самый ранний из валдайских — 1802 года. Первый касимовский — 1804-го. Считается, что именно из Касимова в Пурех занесли промысел: у колокольчиков много общих черт. Как это точно произошло — неизвестно. Сохранилось одно упоминание. В обзоре за 1916 год кустарный отдел Нижегородского губернского земства сообщал: «Возникновение в с. Пурех меднолитейного промысла относится местными старожилами к 1830-1835 гг. Промысел занесен был сюда из г. Касимова, а первыми основателями его явились местные крестьяне Веденеевы — Трошины. Началось производство с литья различных частей конской сбруи, но вскоре здесь стали также лить и колокольца. Более подробные сведения о ходе развития промысла у нас совершенно отсутствуют». — Пурех был самым молодым центром меднолитейного промысла, но не менее плодовитым, чем другие, — говорит Татьяна Киселёва. — У нас литье началось с производства украшений для конской упряжи, бляшек. Медь, привезенную с Урала, покупали на Нижегородской ярмарке, доставляли по Волге до Василёвой слободы — ныне Чкаловска, потом привозили в Пурех. Спрос на изделия для снаряжения экипажей породила дорога. Село Пурех, которое ранее называлось Макарьевской слободой, находилось на почтовом тракте из Городца в Ярославль. Близость Нижегородской ярмарки, где можно было сбыть изделия, вероятно, также сыграла на развитие промысла. И в самом Пурехе, которое было большим селом, действовал торг. Кроме элементов для сбруи, делали боталы, которые вешали на шею скота, а также отливали бубенцы: после того, как поддужные колокольчики запретили использовать частным экипажам, они стали снаряжаться бубенцами. И если колокольчиков вешали от одного до трех, то бубенцов на упряжках были целые россыпи — пять, семь, девять и даже одиннадцать: форма у них закрытая, поэтому звон не такой громкий.

Лит в Пурехе

Любопытно, что одно время колокольчики пурехские мастера делали под маркой «Дар Валдая». То есть выдавали свои изделия за раскрученные валдайские. Видимо, на рынок, где уже были известны колокольчики из Валдая, Касимова, Слободского Вятской губернии не так просто было пробиться, поэтому пришлось прибегнуть к хитрости. Однако в качестве пурехские изделия другим не уступали. Местные мастера смогли затмить своих предшественников. — Считается, что лучшие из валдайских колокольчиков после удара звенят 30 секунд, а лучшие из пурехских — 40 секунд, — говорит Татьяна Валерьевна. — Поэтому в итоге колокольчики стали клеймиться: «Лит в Пурехе». Как уже было сказано, основателями промысла считаются крестьяне Веденеевы и Трошины. Одним из самым известных литейщиков был Алексей Трошин. В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде за свои изделия он был награжден серебряной медалью. А в 1900 году Алексей Трошин выставлял свои колокольчики на Всемирной выставке в Париже, он стал первым из российских меднолитейщиков, кто представил промысел по изготовлению колокольчиков на международном уровне. Знаменитым мастером был Федор Веденеев. В 1885 году он получил бронзовую награду «За трудолюбие и искусство» на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде. Он стал клеймить свои изделия литым изображением этой медали.

Мужика и бабу подбирали в пару

Во времена расцвета ремесла в селе было множество меднолитейных мастерских, в которых, как правило, работали по два-три человека из одной семьи. Трудились мастера на берегу реки Колесенки, где в достатке было песка и глины, из которых делали формы для литья. Эти формы заливали расплавленным металлом, в состав которого входили медь и олово. Изготовление состояло из нескольких этапов. Стоит отметить, что многие секреты их производства до сих пор не раскрыты. Чтобы «голос» их был звучным и долгим, нужно было учесть пропорции содержания металлов, их температуру и другие тонкости. Вот, казалось бы, висят два одинаковых колокольчика, но стоит потянуть за веревочку, ударить языком по металлическому боку, понимаешь, что звучат по-разному: у одного голос высокий, звонкий, у другого — низкий, гулкий. — Изделие с низким тембром называли «мужик», с высоким — «баба», их подбирали и вешали парой, — говорит Татьяна Киселёва. У каждой части колокольчика есть свое название: ушко — за него подвешивали колокольчик к дуге ямской тройки, дальше — сковорода, тулово, и широкая часть — юбка, внутри — язычок. Стоил поддужный колокольчик до двух с половиной рублей, на эти деньги, еще немного добавив, можно было купить корову. Но ямщики не скупились на звонких попутчиков, с которыми дорога была веселей. По юбке колокольчика часто отливали надписи. По словам Татьяны Киселёвой, технология того, как их делали, тоже точно не установлена. Нередко указывали год, фамилию мастера, место производства. Наносили и интересные фразы: «Звону много — веселей дорога», «Кого люблю — тому дарю», «Купи — не скупись, со мной езди — веселись». Кроме надписей отливали изображения — орлов, Георгия Победоносца на коне, листья, похожие на пальмовые. Последним из мастеров, выпускавшим ямские колокольчики, был Егор Спиридонович Клюйков. Он имел собственный заводик в Пурехе, на котором трудились до тридцати вольнонаемных работников. Изделия его прославились за пределами страны. В 1907 году Егор Клюйков получил золотую награду на выставке в Брюсселе. В 1913 году медаль высшей пробы он получил на выставке в Риме. Мастер мечтал построить трехэтажное здание заводоуправления, которое окружали бы цеха. Но сбыться этому было не суждено. Началось время железных дорог и автомобилей. Эпоха лихих ямских троек, летящих по дорогам страны, закончилась, а вместе с ней ушли и звонкие поддужные колокольчики.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Чкаловский округ.

#газета #землянижегородская #чкаловск #пурех #музей #колокольчики