09.03.2021

ЕСТЬ ПОВОД НАРЯДИТЬСЯ

Вашу историю расскажет платье

В свете ярких софитов платья сверкали серебряным и золотым шитьем, камнями, стеклярусом, стразами и паетками, яркой вышивкой и цветочными принтами. На стройных манекенах несколько десятков нарядов, которые притягивают взгляд. Каждое из платьев создано художником, возможно, прославленным кутюрье, каждое принадлежало или принадлежит известной талантливой моднице и может поведать о своей владелице.

Необычный гардероб

В эти дни в Нижегородском государственном художественном музее, в доме Сироткина на Верхне-Волжской набережной, где находится коллекция картин западно-европейского искусства, проходит выставка «Платье с историей». Ее организовал «Центр 800» при поддержке правительства Нижегородской области. Она устроена в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода и проводится в преддверии Международного женского дня, посетить ее можно до 8 марта включительно. — Идея выставки: через историю платьев рассказать о выдающихся, сильных женщинах-нижегородках, и не только, — рассказывает куратор выставки, руководитель департамента специальных проектов АНО «Центр 800» Екатерина Чудакова. — Это не просто платья, а истории любви, расставаний, побед, рассказанные героинями через свои наряды. Гостем торжества стал историк моды, ведущий телепередачи «Модный приговор», член Российской академии художеств Александр Васильев. — Нижний Новгород — город высокой культуры, — признал на церемонии Александр Васильев. — Сегодня в музее выставлены костюмы от XIX до XXI века. Это большое событие для города. Представлены произведения декоративно-прикладного искусства, и нет вещей, которые имеют отношение к повседневности, которые можно встретить в массовой продаже или в обычном гардеробе. Каждое платье сделано художником и принадлежало женщине с яркой судьбой, в том числе тем, кто всемирно известен. Уверен, вещи эти не могут не тронуть душу женщины. В канун 8 Марта мы особенно замечаем, как женское общество предрасположено к красоте. Кстати, полтора года назад историк моды провел свою выставку в Нижнем Новгороде в залах РЖД, она была посвящена моде и путешествиям. Для нынешней экспозиции он предоставил три платья из своей коллекции, которые принадлежали известным телеведущим Екатерине Андреевой и Ларисе Вербицкой, певице Валентине Толкуновой: наряды созданы вручную, отличаются качеством и особым колоритом. Всего же в фонде модных вещей Александра Васильева несколько сотен тысяч экспонатов, которые весьма востребованы и выставляются по всей стране. На вопрос журналиста «Земли нижегородской», какой наряд на этой выставке показался ему наиболее интересным, историк моды назвал костюм, который на первый взгляд выглядит скромнее остальных, но имеет большую ценность. Взглянуть на него мы и отправимся в первую очередь.

Ротонда из муара

— Ротонда из черного муараантик и бархата, расшитая стеклярусом, — так представил вещь Александр Васильев. Ротонда — это понятие не только из архитектуры, но и из истории моды. Так называли верхнюю утепленную одежду в виде длинной накидки без рукавов и застежки, с прорезями для рук. Такие были популярны в позапрошлом веке. — Эта вещь долгие годы хранилась в нашей семье, — рассказывает Татьяна Виноградова — известная нижегородка, профессор кафедры ЮНЕСКО Нижегородского строительного университета, кандидат технических наук, которая много лет занимается сохранением культурного наследия региона. — Она всегда лежала в большом кованом сундуке, еще со времен моего детства. Предполагаю, что ротонда могла принадлежать моей прабабушке, это вещь примерно середины XIX века. У нее необычный, широкий крой рукава, чтобы было удобно носить муфту. Мягкий бархат, тончайшая шелковая подкладка, черный стеклярус — очень элегантно. И в то же время современно, у нынешних дизайнеров можно увидеть что-то подобное. Я передала костюм нижегородскому музею Добролюбова, это понастоящему музейная вещь. Обсуждая ротонду, Татьяна Виноградова и Александр Васильев перешли на французский, видимо, на языке мировой столицы моды о ней было говорить правильнее. Прадед Татьяны Павловны был протоиереем Благовещенского собора на площади Минина и благочинным всех нижегородских храмов, получил дворянское звание. А отец — офицером Первой мировой войны. Глядя на старинную вещь, принадлежавшую представительнице коренной нижегородской семьи, можно легко представить, как одевались дамы в нашем городе полтора столетия назад.

Костюм с картины

В зале, где выставлены исторические платья, есть наряды легендарные. — Наш музей предоставил три экспоната, — рассказывает директор Нижегородского архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов. — Самое древнее платье из нашей коллекции — это народный костюм, который, по всей видимости, носила девушка из состоятельной крестьянской семьи. Наряду около двухсот лет. Впоследствии он находился в коллекции нижегородского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина, который был известным собирателем русской старины. В своем фотоателье создал целую серию фотографий в народных костюмах и подходящем антураже. Карелина не стало в 1906 году, а в 1929-м его сын Рафаил передал это платье в наш музей. Любопытно, что художники Василий Верещагин и Константин Маковский использовали костюмы из коллекции Карелина для написания своих картин. Так что, вполне вероятно, на грандиозном полотне Маковского «Воззвание Минина» одна из персонажей одета в наряд, представленный сейчас на выставке «Платье с историей». Золотное шитье, теплая епанечка из парчи, богатый сарафан — костюм показывает, что не все крестьяне раньше жили в нищете. На соседнем манекене кимоно с бабочкой, оно было сшито в 1966 году для звезды Горьковского оперного театра Клары Инкиной, в нем она пела партию Чио-Чио-Сан в опере «Мадам Баттерфляй». Как отметил Александр Васильев, кимоно напоминает работы Леона Бакста для русского балета. А вот парадная форма сборной СССР на XVII Олимпийских играх. Белое платье носила мастер спорта международного класса, легкоатлетка Римма Кошелева, которая установила рекорд в беге с препятствиями на дистанции 80 метров. Рядом реконструкция шикарного платья 1911 года модельера Надежды Ламановой, которая была родом из Нижегородской губернии, а впоследствии стояла у истоков российской и советской моды XX века. Модельер имела звание «Поставщик двора Ея Императорского Величества», а ее платья хранятся в Эрмитаже. В двух других залах показаны наряды тридцати двух успешных нижегородок, а также российских звезд. В каком платье наша землячка, всемирно известная модель Наталья Водянова выходила на сцену на Красной площади во время концерта звезд в поддержку чемпионата мира по футболу? Что за наряд был на «Мисс Вселенной», телеведущей Оксане Федоровой на Дрезденском оперном балу в Санкт-Петербурге? В чем выходила замуж актриса Эвелина Блёданс? Все это можно узнать на выставке. Наверное, в шкафу у каждой женщины есть и должно быть платье, которое она надевает в особенных случаях. Обычно с такими вещами связаны приятные воспоминания. И хотя Александр Васильев отметил, что мир моды изменился — мы все чаще носим оверсайз, а лица закрывают маски — это не повод не наряжаться. Тем более, что наступила весна и на пороге главный женский праздник — 8 Марта.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #мода #васильев #платье #история