ДРЕВНЮЮ БЕЛЯНУ ЖДЁТ ПУТЬ В БОЛЬШОЙ ГОРОД

Находка мирового значения поменяет пристань

Уникальное судно — старинная беляна, которую несколько лет назад нашли на Ветлуге, переедет в областной центр и станет музейным экспонатом. Об этом сообщил губернатор Глеб Никитин. В ноябре к нынешнему месту стоянки направлена экспедиция.

Открытие на реке

Это открытие было сделано в 2015 году. Туристы, которые сплавлялись по реке в Ветлужском районе, увидели торчащие из берега остатки деревянного судна. Они рассказали о своей находке. На следующий год под руководством директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрия Филиппова были проведены несколько экспедиций, во время которых артефакт изучили. Установили, что в прибрежной полосе реки Ветлуги покоятся, как тогда предположили, остатки деревянного судна — знаменитой ветлужской беляны. Археологическая разведка продолжалась: были вскрыты двадцать восемь квадратных метров площади речных наносов и обнажена часть конструкций судна. Находка предстала внушительной: корпус в длину составляет около 80 метров, в ширину — 20 метров, высотой более полутора. Оказалось, что конструкция хорошо сохранилась, исследователи её законсервировали. На этой неделе стартовала новая экспедиция по изучению обнаруженной беляны. Как отмечает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который следит за судьбой уникального судна, решение о продолжении исследований было принято с целью дальнейшей музеефикации памятника деревянного судостроения. Находка эта, без преувеличения, мирового значения. Во-первых, потому, что на данный момент это единственное дошедшее до наших дней судно такого типа. Во-вторых, корабли такого возраста и такой сохранности в мире вообще крайне редко удается обнаружить. Что ни говори, а факт обнаружения судна — редчайшее событие.

Свидетельница эпохи молодого

Петра Первого Почвоведческий анализ показал, что возраст беляны — около 350 лет: она была построена во второй половине XVII века. Когда точно появились беляны на Ветлуге, неизвестно, всегда считалось, что, скорее всего, в начале XVIII века, при появлении потребности у российского рынка в большом количестве лесоматериалов. Получается, что найденная беляна, возможно, одна из самых ранних на Ветлуге. Краснобаковский краевед Николай Тумаков писал, что XVIII век — время самого массового прихода русского населения на Ветлугу. Дикие ветлужские берега с лиственными лесами — ценнейшим строительным материалом для кораблестроения — привлекли внимание государя Петра Первого, задумавшего строить флот. После стрелецкого бунта 1698 года на Ветлуге и Усте были поселены семьи стрельцов и провинившихся корабельных мастеров, которые положили начало строительству крупных деревянных судов на реке, в том числе и красавиц белян, которые были гордостью и славой Ветлуги до советского времени. Цель ноябрьской экспедиции на Ветлугу — взять пробы дерева, чтобы разработать методику последующей реставрации судна, а также провести топографическую съёмку местности для его будущей транспортировки. Научное руководство археологическими и консервационными работами будут осуществлять специалисты Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева и Государственного научно-исследовательского института реставрации. А съёмку местности и русла реки проведут сотрудники Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. — Предполагаем переместить уцелевший корпус подводной части судна в Нижний Новгород для проведения реставрационных работ, — рассказывает Юрий Филиппов. — Также рассматриваем возможность создать отдельный музейный комплекс для экспонирования беляны и других памятников народного судостроения.

Жизнь гигантов была коротка

Вспомним, что такое беляна. Это судно, которое использовалось для сплава леса на нижегородских реках. Местом появления беляны, как особого типа судна, считается именно река Ветлуга. Каждую весну, когда она вскрывалась ото льда, по большому быстрому потоку устремлялись гигантские речные суда, одни из самых необыкновенных в мире. Словно огромные айсберги, медленно шли они вниз по течению, а жители ветлужских деревень, что раскинулись по берегам реки, выходили посмотреть и проводить взглядом белоснежные величественные караваны. Суда, осадка которых достигала 4-5 метров, проходили по реке только в период большой воды. Беляны — это, по сути, некрашеные плоскодонные суда. В отличие от обычных плотов, они грузились светлым, обработанным лесом, который был наиболее ценным. Отсюда и название — беляна, то есть «белая». Известно, что во время расцвета белян самые большие корабли достигали ста, а то и ста двадцати метров в длину, двадцати пяти метров в ширину и нескольких метров в высоту. Это были, даже по современным меркам, впечатляющие по размеру суда. Строили их на Ветлуге на трёх верфях — в Ветлуге, Баках и Варнавине. Принадлежали суда лесопромышленникам, которые получали с них немалые прибыли. Одна беляна вмещала до 800 тысяч пудов леса. Груз размещался в самом корпусе и в высокой надстройке, которая постепенно выходила за борта. Лес укладывался особым способом — ровными рядами с проёмами, видимо, так бревна быстрее просыхали и не гнили. Была известна поговорка: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». То есть, собрать такой корабль было непросто, нужны были знания и сноровка, которыми обладали ветлужские умельцы. По конструкции беляны не имели аналогов в мире. Шли ветлужские беляны обычно до Козьмодемьянска, где проходила лесная ярмарка. Некоторые суда уходили дальше, вниз по Волге. Жизнь речных гигантов была коротка — они существовали одну весну. Добравшихся до лесной ярмарки продавали иногда целиком, но чаще — разбирали, партии леса сбывали по частям. Именно поэтому считалось, что беляна как объект культурного наследия навсегда утеряна — в конце сплава её всегда полностью разбирали на стройматериалы. Как же получилось, что найденное судно уцелело и столько времени пролежало, скрытое от глаз? Предполагается, что примерно 350 лет тому назад оно загорелось и его бросили в воде, благодаря чему конструкция сохранилась до наших дней. Возможно, скоро нижегородцы смогут своими глазами увидеть редчайшую находку и представить, как же выглядели ветлужские гиганты.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото предоставлено пресс-службой правительства Нижегородской области

#газета #землянижегородская #археология #ветлуга #беляна #находка #история