ВОТ ГДЕ КЛУБЕНЬ ЗАРЫТ
Как ни крути, а второй хлеб сохраняет значимость
Хадис Хайретдинов из села Чембилей Краснооктябрьского района за долгие годы ведения фермерского хозяйства пробовал выращивать разные корнеплоды: красную свёклу, морковь, но в конце концов решил остановиться на картофеле. Причина затянувшегося эксперимента в непостоянстве рынка и низких закупочных ценах при неумолимо повышающейся себестоимости продукции, что заставляет быстро ориентироваться. Впрочем, и с картофелем не всё гладко. В прошлом году цена падала до 5 рублей за килограмм и лишь в нынешний сезон худо-бедно поднялась к 10 рублям, вселяя надежду, что нынче крестьяне сработают не в минус, а может, даже и прибыль получат.
С хранилищем надёжнее
Из-за засушливого лета в южных регионах России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке закрома страны недополучили значительную часть урожая картофеля. Образовавшийся дефицит сделал востребованной продукцию картофелеводов из центральных регионов. Хозяйство Хадиса Хайретдинова осталось чуть ли не единственным в районе, занимающимся этой культурой, и своего шанса упускать не желает. — Фермерствовать начал в 1993 году, когда вернулся из армии, — вспоминает Хадис Саярович. — Родители всю жизнь проработали в сельском хозяйстве — отец механизатором, а мама дояркой, да и я сызмальства им помогал, так что этот нелёгкий труд знаком мне с раннего детства. Поначалу взял 11 гектаров земли, на которых стал выращивать зерно, потом и другие культуры, но от некоторых пришлось отказаться. Например, мы перестали заниматься свёклой, которую в последнее время выращивали себе в убыток. Свёкловодство требует больших вложений, только на обработку гербицидами, которую проводили до 4 раз, тратили по 400-450 тысяч рублей за сезон, а в итоге сдавали урожай ниже себестоимости. Смысла в таком производстве нет никакого. По моим наблюдениям закупочные цены на продукцию последние 10 лет практически остались на прежнем уровне, в отличие от семян, удобрений, топлива, запчастей и всего остального, такая ситуация сильно тормозит развитие. Картофель, несмотря на зыбкость ценообразования, причина которого, вероятно, кроется в перепроизводстве, остаётся для россиян традиционным вторым хлебом, а потому имеет широкого потребителя. С расчётом на это крестьяне готовы подолгу ждать появления на рынке приемлемых предложений, и тут без надёжного места хранения урожая не обойтись. Три года назад Хадис Хайретдинов на собственные средства построил картофелехранилище вместимостью 1000 тонн. Теперь у него есть возможность придерживать картофель, а не продавать второпях абы кому, как говорится, прямо с колёс. Каждые 2-3 сезона фермер занимается обновлением сортов, стараясь найти максимально урожайные, что могло бы снизить себестоимость. В данный момент он остановился на двух ранних немецких сортах, отличающихся высокой продуктивностью, устойчивостью к заболеваниям и неприхотливостью при выращивании в наших краях. Заказывать семенной материал напрямую из Европы для небольшого фермерского хозяйства слишком накладно: один килограмм стоит в пределах евро, что в условиях падения курса рубля выливается в кругленькую сумму. Берет семена у тех предприятий, что недавно внедрили сорта непосредственно от европейских поставщиков.
Пока не до молока
— Прошлый год отметился, увы, не только низкими закупочными ценами, но и некоторыми потерями урожая: многие клубни полопались в земле, видимо, из-за фитофторы, хотя мы проводили все необходимые опрыскивания, — рассказывает Хадис Хайретдинов. — Благоприятные условия для попадания глубоко в грунт болезнетворного грибка создала аномально тёплая зима, за которой пришли весенние дожди. Нынешний сезон по многим параметрам оказался намного удачнее, и с погодой в уборочную повезло: непривычно сухо, а то, как правило, приходится месить грязь. Урожайность картофеля 250 центнеров с га. Спрос есть. Примерно тонн десять обычно берёт местное райпо. И другие уже начали интересоваться. Параллельно с картофелем хозяйство продолжает выращивать зерно. Под сев яровой пшеницы выделили 160 гектаров, с озимыми не связываются, уж больно велик риск потерять их из-за погодных катаклизмов. Урожайность, правда, не самая высокая — 20 центнеров с га, но цена на зерно нынче приемлемая. Выращивают и кормовые культуры, в частности люцерну. Дело в том, что помимо растениеводства в хозяйстве пытаются развивать животноводство мясного направления. В 2018 году Хадис Хайретдинов получил грант, на который построил двор на 50 голов и приобрёл несколько племенных животных. Сейчас у него 15 герефордов, чтобы заполнить помещение полностью, продолжается работа по воспроизводству стада, а там уже можно будет думать и о реализации. Заманчиво, конечно, было бы заняться молочным животноводством, да только на закупку одного доильного оборудования потребуются немалые вложения, чего пока бюджет позволить не может. Другая причина, по которой Хадис Хайретдинов не решается строить молочную ферму, — отсутствие кадров. Производство молока невозможно наладить без постоянного штата животноводов. Что говорить, если даже в растениеводстве ощущается нехватка рабочих рук: все, кто хочет и может трудиться, либо уехали из села в города, либо устроены на других предприятиях района. Полагаться приходится главным образом на собственные силы.
Тракторам рано на пенсию
Основной костяк фермерского хозяйства — 5-6 человек, среди них главный помощник Хадиса его брат Равиль, которому можно доверить любую технику. Таким компактным составом крестьяне трудятся всю зиму, при круглогодичной реализации продукции дел им хватает до весны: хранящийся на складах урожай требует неустанной заботы. В канун полевых будней приглашают сезонных работников, правда, искать их приходится далеко, аж до самой Чувашии. Впрочем, и в сёлах соседней республики, видимо, свободные людские ресурсы начали иссякать, поэтому желающих приезжает с каждым сезоном всё меньше. Для существующего объёма производства техники пока хватает, одних тракторов 5 единиц, не считая других сельхозмашин, вот только многим лет уже больше, чем главе хозяйства. Средств, чтобы обновить технический парк, опять же нет, потому что цена даже на отечественные и белорусские марки исчисляется в миллионах рублей. Можно бы было воспользоваться программой агролизинга, но это слишком долгосрочные финансовые обязательства, которые при отсутствии экономической стабильности предприятия и чётких перспектив на будущее брать на себя боязно. Остаётся пока работать с тем, что есть, и стараться постепенно выходить на новый уровень. После сбора урожая Хадис Хайретдинов со своими помощниками переходит к поднятию зяби, чтобы будущей весной упростить задачу по подготовке земли к севу, её останется только прокультивировать. По окончательному завершению полевых работ фермеры приступят к ремонту техники, дабы не морозить пальцы зимой, к тому же на душе спокойнее, когда всё готово заранее.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото автора.
Краснооктябрьский район.
#газета #землянижегородская #чембилей #фермер #картофель #растениеводство