УМЧИТЕ ВДАЛЬ, ДЕРЕВЯННЫЕ КОЛЁСА
Родственник ли нашей телеге столичный велосипед?
Мелем зерно не на мельнице
Музей сегодня — это не просто колонны, картины или инсталляции. Это даже не хранилище предметов искусства или старины. Музей — особый мир, возникающий именно для тебя в тот момент, когда ты переступаешь его порог. Современные музеи стремятся к интерактивности. Посетитель может листать книги, держать экспонаты в руках, прокладывать свой маршрут по картам или составлять семейное древо по уникальным документам. Сотрудники Шатковского краеведческого музея сумели занять особую нишу в образовательном процессе, им помогают бережно хранимые артефакты. — Этим музейная педагогика и уникальна, — убежден директор музея Александр Инжутов. — Посетителям, среди которых нередки детские группы, здесь всё наглядно показываем. Если выбрана тема «хлеб», то вместе с ребятами зерно мелем, получая муку и отруби. Ручная мельница — один из любимых экспонатов наших посетителей. Разрешаем подержать в руках мордовский инструмент, похожий на археологическое тесло, нужный для выдалбливания углубления в дереве. Если в экскурсию входит уникальный здешний экспонат — деревянный велосипед — гости могут его детально осмотреть, ощупать и обмерить. Желающих обычно немало. Кажущаяся простота конструкции наводит на мысль о создании своего такого. Несмотря на многочисленные свидетельства о распространенности этого вида транспорта, сохранившихся экземпляров в стране — единицы. Александру Инжутову удалось найти «близнеца» только в столичном Техническом музее. Кстати, тамошний экземпляр тоже из шатковских мест. Деревянная машина сработана местным жителем из села Михайловка. Побеседовав с сотрудниками Технического музея, Александр Инжутов решил продолжать изыскания, так как возникла теория, что в здешних краях бытовал подобный промысел. Например, в Силинском Майдане обозный промысел был развит — телеги и колеса делали издревле и снабжали всю округу. В двухколёсной машине заметно сходство целого ряда деталей с силинским ремеслом. Найдёт ли теория подтверждение, покажет время. А помощь в изысканиях окажут самые неугомонные друзья музея — мальчишки. Если где-то и сохранилась хоть одна деталь деревянного велосипеда, то от их зоркого глаза она не ускользнет. Лучшей обратной связи науки и детства и придумать нельзя.
Бок о бок веками
Порой посетители с удивлением узнают, что хоть и жили тут в согласии люди разных национальностей, но действительно местными оставались племена мордовские. Традиционные вещи этого народа в экспозиции широко представлены. Есть и уникальные. В музее хранится бочонок, датируемый концом XVI века. Его использовали для кваса, сыты и других жидкостей. А особенность в том, что на донышке отлично сохранилась метка из трех линий и косых черт. Это мордовский родовой знак. Экспонат найден в селе Вечкусово, где народность эрзя и поныне живет. — Более того, хорошо известно, что у вечкусовских бортников с конца XVI века в основе бортного знамени выписываются как раз три черты, — доволен находкой Александр Алексеевич. — Мы этим можем подтвердить, что предмет действительно сохранился с XVI века, передаваясь в семье. Родовые знаки были и знаками собственности. Они сегодня почти исчезли. Увидеть можно разве что на могильных знаках эрзя, их кладбищенских крестах. А мы имеем знак на предмете бытовом, что теперь большая редкость. Предметы крестьянского труда представлены и исконно русскими, и мордовскими артефактами: от традиционных серпов и грабель до весьма редких приспособлений. Во время экспедиций музейщиками найден любопытный инструмент — коса с граблями на черенке — для уборки колосьев сразу в снопы. Несмотря на удобство, привычный серп использовался крестьянами чаще, потому что не давал потерь зерна. Большинство экспонатов явно несут черты и эрзянской, и русской культуры. Сказалось вековое житье бок о бок. Хотя все элементы русской избы оставлены — красный угол, печной угол, бабий кут. Сделано это специально для ведения образовательной деятельности.
Где стрелец участок получил
Особый интерес гостей вызывают выставки серии «С села начинается Родина». Каждая из них представляет историю одного села. Сотрудникам музея бывает приятно видеть, как экскурсанты вдруг находят упоминание о своих родственниках. У них возникает к экспозиции интерес особого рода — личный, прочувствованный. К примеру, сменная экспозиция села Бритово. Рассказ начинается с уникальной церкви. В ней распор свода всей массой равномерно передается на четырехгранный остов, не имеющий больше никаких держателей. Единственный похожий храм есть в Москве на Якиманке — церковь святого Ивана Воина. Сотрудники музея не теряют надежды найти связанные с Бритовом письма Тургенева по поводу «Лета на хуторе» и документы об условиях службы войск в Спасском. И всё же Бритово — это в первую очередь территория горшечников. Сохранившиеся бритовские горшки и сегодня поражают изяществом и качеством работы. Возможно, тонкость и прочность изделий связаны с тем, что здесь гончарный круг мастер направлял рукой, а не ногой. Кстати, костюм сельской женщины в экспозиции именно бритовский, точно воссозданный по рассказу Леонтьева «Ночь на пчельнике». По архивным документам воссоздана и карта Бритова с окрестными землями, оврагами, участками и даже именами землевладельцев. К примеру, на ней точно указано место расположения усадьбы Ермоловых, которая ныне не существует. Высчитать, где она была, удалось, ведя азимут от церкви. К этому подвели сохранившиеся архивные документы. Умение музейщиков работать с архивами определило еще одну грань работы, особо востребованную сегодня. Многие люди взялись изучать свои родословные и пытаются создавать генеалогические древа. Профессиональную компетентную помощь в этом могут оказать именно сотрудники музеев, проявив при этом искреннюю заинтересованность в семейных исследованиях. Работник музея, используя свои краеведческие знания, умение работать с архивами и навыки чтения старинных документов, поможет найти родственника по письмам, дневникам, путевым запискам, фотографиям. Именно в надежде на такую помощь в Шатки из Пензенской области приехал Сергей Новиков. — В этих местах у меня родственники жили до начала XVII века, в поместье под Булычевом, — поясняет Сергей Александрович. — В поездке по родовым местам расширяю кругозор. Выясняю, где и что находилось, куда могли ходить мои предки, с кем они дружили. Родословную по Пензенской области в архивах разыскал точно. А здесь только начинаю. Нашел запись в поместных актах по Арзамасу за 1666 год, где сказано, что Новиков Иван Тимофеевич вместе с Крюковыми, Горяевыми, Ермоловыми получил здесь земли. Это было при Василии Шуйском, только вступившем на трон. Мой предок был стрельцом, военнослужащим. Надо полагать, что землю он получил за усердную службу. Но пока я не нашел, за что именно. Вроде бы за поход на Кавказ, сейчас ищу этому подтверждение. Каждое посещение музея дает новые крупицы сведений о родне, которые, надеюсь, вскоре сложатся в ясную картину истории семьи. Выходит, что музей — это еще и «территория родственников». С его помощью можно отыскивать родных и составлять генеалогическое древо. Ну а сколько на этом древе будет «плодов», зависит от усердия ищущего.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Шатковский район.
#газета #землянижегородская #шатки #музей #краеведение #велосипед