18.07.2020

СЛОВА «МЯТЕЖНОГО ПРОТОПОПА» ЗНАЧИМЫ И СЕГОДНЯ

В 2020 году отмечают 400-летие старообрядца Аввакума

(Продолжение. Начало в № 27).

Сквозь века

— Празднование в честь 400-летия со дня рождения Аввакума утверждено губернатором региона, — рассказывает Роман Даранов, заместитель главы администрации Большемурашкинского района. — На средства, которые выделялись в рамках подготовки к важной дате, были отремонтированы объекты в селе Григорово и в Большом Мурашкине. В посёлке появились праздничные растяжки, информационные указатели. Районный историко-художественный музей тоже преобразился. Когда мы были здесь, на втором этаже старинного купеческого дома полным ходом шёл ремонт. Ещё раньше в здании музея обновили крышу, благоустроили территорию вокруг — появилась небольшая зона отдыха. На первом этаже два зала отданы под новую экспозицию, посвященную протопопу Аввакуму и истории старообрядчества. Скоро посетители смогут её оценить: появилось новое музейное оборудование, собраны интересные материалы и экспонаты. — Создать новую экспозицию нам помог Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, — рассказывает директор Елена Фырнина. — Назвали мы её: «Память сквозь века». Раньше во время экскурсий больше уделяли внимания литературному наследию протопопа Аввакума. На новой выставке будем говорить, в том числе, и о причинах церковного раскола XVII века — политических, социальных, культурных. Например, теперь здесь можно получить представление о быте того времени — в музее сделали модель крестьянской избы, на выставках есть одежда старообрядцев, часть которой музею передал местный храм. В другом зале установлены большие фигуры двух главных деятелей раскола — протопопа Аввакума и патриарха Никона, многое другое. Недавно сотрудники музея участвовали в онлайн-конференции, посвящённой предстоящему празднованию 400-летия Аввакума, где регионы представляли свои проекты и туристические маршруты. Пожалуй, такой маршрут сложился и в Большемурашкинском районе. Как мы уже говорили, в прошлом Мурашкино было богатым селом, купцы, которые жили здесь и многие из которых были староверами, оставили после себя ценное наследие — в районе более сорока архитектурных памятников. Часть исторических зданий расположена на центральной улице посёлка и поддерживается в хорошем состоянии. В общем, в районе есть что показать гостям.

О чём расскажет картина

Из Большого Мурашкина отправляемся в Григорово. Первое, на что обращаешь внимание, оказавшись в центре села, — живописная разрушенная церковь с высокой колокольней рядом. Первая мысль: возможно, именно в ней был священником отец Аввакума Пётр Кондратьев. На самом деле это не так. Как мы уже говорили, он служил в деревянной церкви Бориса и Глеба, которая сгорела. На её месте построили эту каменную Казанскую церковь, которую освятили в 1700 году. Первое письменное упоминание Григорова относится к концу XVI — началу XVII века. Изначально в этих краях занимались бортничеством. Известно, что в селе был торг, жили мастеровые люди, а значит, было оно немаленьким. Где находился дом священника, в котором вырос Аввакум, точно неизвестно, по словам местных жителей, вероятнее всего, — около церкви. Совсем недалеко от этого места на высоком мысу, образованном оврагом, внизу которого протекает ручей, стоит памятник знаменитому старообрядцу работы скульптора Клыкова. Рядом находится поклонный крест, к празднику старый деревянный заменили на новый, более солидный. Это и есть место паломничества, куда каждый год устремляется крестный ход из Большого Мурашкина и где проходит молебен. В преддверии важной даты к памятнику проложили новую удобную дорогу. — К 400-летию Аввакума в селе отремонтировали дорогу на центральной улице, которая идет через всё село, это около двух километров, чему жители несказанно рады, — рассказывает глава Григоровского сельсовета Александр Мосеев. — Есть и другие перемены. Благоустроили родник, который образует озеро в центре села. Территорию между зданием сельсовета и храмом тоже заново за асфальтировали. Рядом появилась детская площадка. Капитально отремонтировали сельский Дом культуры, построенный в 1970-е годы, который был в ветхом состоянии. Обновлённые помещения, где ещё чувствуется запах свежей краски, нам показал руководитель ДК Александр Осенчугов. Есть в Доме культуры небольшая музейная комната, главная ценность которой — картина, она почти целиком занимает одну из стен. Копия этого полотна — в музее в Большом Мурашкине. Полотно создал и подарил селу в 1975 году известный художник Евгений Мальцев, произведения которого хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. На картине в Григорове — наверное, вы уже догадались — изображен протопоп Аввакум. Давайте рассмотрим её повнимательнее. Вытянутое, прямоугольное полотно не назовешь живописным, оно скорее графическое, и своеобразно по цвету — от него будто веет холодом. Изображена сцена изгнания «мятежного протопопа» в Сибирь. Замёрзшие, уставшие дети и жена сгрудились на острых камнях, на заднем плане солдаты греются около костра. Фигура Аввакума отделена от них крестом. В черной рясе, с посохом, он стоит на берегу, отвернувшись, внимательно смотрит вдаль. Кажется, что здесь он изображен скорее мыслителем, терпеливо переносящим страдания.

На краю мира

В 1653 году в Москве Аввакума бросили в заточение, требуя признать церковные реформы. Он отказался. Тогда его вместе с семьей сослали в Тобольск, где он прожил два года. Следующие несколько лет он находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания Даурской земли — так в те времена называли Забайкальский край. Отряд доходил до Нерчинска и Амура, тогда это был край русского мира, эти земли только начали осваивать. Аввакум терпел не только лишения тяжелого похода, но и преследования от воеводы Пашкова, который, как писал сосланный священнослужитель, «суров человек: беспрестанно людей жжет, и мучит, и бьет. И я ево много уговаривал, да и сам в руки попал… Приказано ему мучить меня». При этом Аввакум не боялся обличать предводителя в разных неправдах. В годы скитаний по Сибири семья протопопа потеряла двух сыновей. Один исследователь жизни Аввакума сказал о нём такие слова: всю жизнь он был странником, нигде он не осел, не закрепился корнями. Если посмотреть на его биографию, понинаешь, что это так: с Нижегородчины ушёл он в Москву, бывал в других местах, не по своей воле отправился на край света — в Сибирь, а потом в другую ссылку — на север, в Пустозерск, где окончил свои дни. Было ли это следствием непростого характера, личной неуживчивости или непримиримой борьбы за идеалы, которые он считал истиной? Пусть над этим вопросом ломают голову историки. К сожалению, в рамках газетного материала невозможно по дробно рассказать ни о жизненном пути, ни о его взглядах. Коснёмся лишь того времени, когда Аввакум пребывал на нижегородской земле, во многом его идеи сложились именно здесь. Итак, вернёмся в Лопатищи, на первое место его церковной службы.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Большемурашкинский район.

#газета #землянижегородская #аввакум #история #протопоп #раскол #большоемурашкино #григорово #лопатищи