05.04.2020

ПУТЬ РЕЧНЫХ ГИГАНТОВ

Каждую весну, когда Ветлуга вскрывалась ото льда, по большому быстрому потоку устремлялись гигантские речные суда, одни из уникальнейших в мире. Словно огромные айсберги, медленно шли они вниз по течению, а жители деревень, что раскинулись по ветлужским берегам, выходили посмотреть и проводить взглядом белоснежные величественные сооружения. Встречали их и на Волге.

Их называли красавицами

Наверное, вы  догадались, что речь о беляне — знаменитом судне, которое в прошлом использовалось для сплава леса на нижегородских реках.

Многое можно узнать о ней в Краснобаковском историческом музее. Здесь находится макет беляны — это один из значимых экспонатов,  который неизменно вызывает интерес. Поэтому не могли мы в рубрике «800 реликвий», где рассказываем о ценных исторических предметах, хранящихся в музейных собраниях региона, не рассказать о речных гигантах.

Вот перед нами макет: деревянный корпус, на нём высокие ровные ряды леса, уложенные особым способом, на палубе — избушки, в них жили сплавщики, — мачта с флагом, руль, которым судно управлялось.

— Этот макет сделал в 1983 году для музея Иван Андреевич Поярков, известный на Ветлуге лоцман-плотовод, который сам  управлял сплавом и, конечно, отлично знал, как выглядели беляны, — рассказывает научный сотрудник Краснобаковского исторического музея Олег Поспелов. — В том же году его не стало, а экспонат музею передали родственники.

Когда точно появились беляны на Ветлуге, неизвестно, скорее всего в XVIII веке, в то время появилась потребность у российского рынка в большом количестве лесоматериалов.

Вот что об этом писал краснобаковский краевед Николай Тумаков: «Век XVIII — время самого массового прихода русского населения на Ветлугу. Тогда создалась та география селений, которую мы видим, за небольшими изменениями, и сейчас. Дикие ветлужские леса с лиственными породами — ценнейшим строительным материалом для кораблестроения, привлекли внимание царя Петра Первого, задумавшего строить флот российский. После стрелецкого бунта 1698 года на Ветлуге и Усте были поселены семьи стрельцов и провинившихся корабельных мастеров, которые и положили начало строительству крупных деревянных судов на реке, в том числе и красавиц белян, которые были гордостью и славой Ветлуги до советского времени».

Когда вода оживала

Ветлугаи — так называют людей, обитающих по берегам реки — столетиями жили за счет леса, промыслов. А Ветлуга, протекая по районам, имеющим немало природных богатств, первым среди которых считался строевой материал, долгое время была важной транспортной артерией.

Беляны — это, по сути, некрашеные плоскодонные суда. В отличие от обычных плотов, они грузились светлым, обработанным, наиболее ценным лесом. Отсюда и название — беляна, то есть «белая». — Строили беляны не только на Ветлуге, но и на Волге, Каме и их притоках, — объясняет Олег Поспелов. — У нас на реке они существовали до конца 1920-х годов. Но, по свидетельству некоторых старожилов, встречались беляны и в 1930-е годы, и даже после войны.

Строили эти суда на трех судоверфях — в Ветлуге, Баках и Варнавине. Самые большие беляны делали в низовьях реки. Чем выше по течению — тем меньше они были по размеру.

Происходило это примерно так. Лес рубили зимой, со всей округи его стаскивали к мелким рекам, которые впадают в Ветлугу. Когда начиналось половодье, брёвна гнали к большой реке, где и шла сборка.

Известно, что самые большие корабли достигали 100, а то и 120 метров в длину, 25 метров в ширину и нескольких метров в высоту. Это были, даже по современным меркам, впечатляющие по размеру суда. Одна беляна вмещала до 800 тысяч пудов леса. Груз размещался в самом корпусе и в высокой надстройке, которая постепенно выходила за борта. Лес укладывался особым способом — ровными рядами с проёмами. Видимо, так брёвна быстрее просыхали и не гнили. Известна поговорка: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». То есть собрать такой корабль было непросто, нужны были знания и сноровка, которыми обладали ветлужские умельцы.

Только представьте, в конце XIX века по Ветлуге весной отправлялись в путь до 60 белян! Сначала, по самой высокой воде, сплавляли их, потом вниз по реке уходили соймы, многорядные и однорядные плоты. Река после зимней спячки оживала, бурлила, наполнялась движением.

Труд плотогонов

Тот, кто живёт на Ветлуге или часто бывал здесь, знает, что река эта быстрая и порой непредсказуемая. Автору этих строк довелось пройти её на байдарке от верховьев почти до устья.

Высокая скорость течения  вызвана большим перепадом высот: он составляет 21 метр на 300 километров реки, то есть уклон — 7 сантиметров на каждый километр. Этой «речной формулой» однажды поделился со мной в Красных Баках Алексей Иванович Журавлёв, в прошлом главный инженер Ветлужского участка водных путей.

На Ветлуге практически нет прямых участков, река постоянно петляет в своих лесистых берегах — не успеешь одолеть один поворот, как появляется новый. Там, где река переходит от одного высокого берега к другому, возникают своеобразные «подводные горы» — их называют перекаты. Подсчитано, что от города Ветлуги до устья их около трехсот. В таких местах, как правило, возникают мели. В межень — так речники называют период низкой воды — глубина на перекатах совсем небольшая, сейчас в таких местах байдарка встаёт, не то что корабль.  Опасность может поджидать за любым поворотом. Понятно, что беляны, осадка которых достигала 4-5 метров, проходили по реке только в период большой воды.

Труд лесорубов, плотогонов тяжёлый, если не сказать — каторжный. Управлять судном тоже непросто, это целое речное искусство. Лоцман — человек, который вёл беляну, должен был «чувствовать» реку, знать её как свои пять пальцев. Беляна стоила огромных денег, лоцман отвечал перед лесопромышленником и должен был довезти груз в целости до лесной биржи, которая находилась на

 Волге.

— Знания о реке, о том, как управлять судами, передавались из поколения в поколение, — рассказывает Олег Николаевич. — Существовали целые династии речников. Например, известными краснобаковскими лоцманами были братья Воронины, которым премудрости передал отец. Отец Ивана Пояркова тоже участвовал в сплаве леса, не исключено, что он мог быть лоцманом. Вообще, в  ряды специалистов мог выбиться любой опытный плотогон — наблюдательный, со смекалкой, непьющий.

Сохранились сведения, что в дореволюционные годы лоцман за сплав беляны зарабатывал до 150 рублей — деньги по тем временам приличные. Простой сплавщик получал в разы меньше. Среди плотогонов были и женщины, их труд ценился еще ниже.

Дорога  в один конец

 Шли ветлужские беляны обычно до Козьмодемьянска. Об этом в начале XX века писал журналист Николай Оглобин в одном из своих очерков, посвящённых путешествию по Волге и её притокам. Отрывок из его рассказа можно найти в книге нижегородских авторов Николая Морохина и Антона Белоусова. Вот как выглядела конечная точка на маршруте белян: «Этот чистенький, благоустроенный и оживлённый город играет крупную роль в жизни Ветлуги: именно сюда спускаются ветлужские плоты к началу июня, когда здесь устраивается лесная ярмарка, делающая миллионные обороты. Ветлужские бурлаки оканчивают здесь свою путину, сдают плоты волжским бурлакам, получают расчёт и возвращаются на пароходах домой. В очень редких случаях ветлужане едут на плотах ниже — до Самары и т. д.».

В очерке можно почерпнуть и ценные сведения о разнообразии ветлужских кораблей и о том, как ими управляли: «…Ход грандиозных белян на Ветлуге уже окончился, и нам предстояло знакомство только с плотами, уже начавшими в большом количестве выходить с Ветлуги. Из плотов только тяжелые соймы или «грузовики» пользуются, подобно белянам, лотом, регулирующим движение по фарватеру, летом же плоты-однорядки идут простым сплавом… Лоты — это чугунные массивы в 200-300 пудов, неправильной формы, с «шишками» на обеих широких сторонах и «ухом» в суженном верхнем конце. В ухо вдевается цепь…» Лот опускали на дно реки, по которому он двигался, увлекаемый тяжестью судна. Он сдерживал быстрый ход судна и не позволял уйти с фарватера.

Жизнь речных гигантов была коротка — они существовали одну весну, на лесной ярмарке их продавали иногда целиком, но чаще — разбирали, партии леса сбывали по частям. А сплавщики отправлялись домой. Часто шли пешком, дорога была не близкой. За время обратного пути часть заработка уходила на пропитание. Следующей весной им предстояло новое путешествие на речных гигантах.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Краснобаковский район.

ЭЙ, ПОДРУГА, ВЫХОДИ-КА

В Краснобаковском историческом музее хранится ещё один любопытный макет судна «Севрюга».

«Севрюга» — трёхэтажный колёсный речной пароход, он  был построен в Красных Баках в 1937 году специально для съёмок фильма «Волга-Волга». Его, а также второе судно — «Лесоруб» — создали плотники Баковской судостроительной артели по заказу из столицы. Когда шло строительство, в Баки, как тогда назывался посёлок, несколько раз приезжали режиссёр фильма Григорий Александров и актёр Игорь Ильинский, который снимался в фильме.

Когда-то такие пароходы, как «Севрюга», ходили по Волге, перевозили пассажиров и грузы. Однако в советские годы их уже не существовало, поэтому местным древоделам пришлось немало потрудиться, и они ещё

раз доказали своё мастерство. Пароход хоть и делался для кино, вышел как настоящий. Он был красиво украшен резьбой.

«Волга-Волга» — музыкальная комедия. Съёмки шли четыре года, фильм стал киносимволом своего времени, второй половины 30-х годов прошлого века. Считалось, что кинолента была любимым фильмом Иосифа Сталина. В нём снялась звезда советского экрана Любовь Орлова. А песни, прозвучавшие в фильме, стали  хитами.

События фильма разворачиваются вокруг небольшой провинциальной труппы артистов, которые добираются в Москву на пароходе. По сюжету, «Севрюга» — это старое ветхое судно, которое подарила России Америка, и на нём что-то постоянно ломается, всё приходится чинить.  Параллельно ему идет другой рабочий корабль — «Лесоруб».

В музее есть фотографии как самой «Севрюги», её строительства, так и с киносъёмок. Плотники, которые создали судно, сопровождали его всё время — они не только чинили поломки, но и стали актёрами, снимались в массовке.

Что стало с судами после съёмок, к сожалению,  неизвестно.

Ещё один интересный факт: струг для советского фильма «Степан Разин» тоже построили баковские мастера.

#газета #землянижегородская #красныебаки #ветлуга #музей #беляны #пароход