ГОЛОВЕ НУЖЕН ОТДЫХ

Зачем нам гибкий мозг и как не утонуть в потоке информации

Пластика мышления

В мире всё стремительно меняется, и мы должны к этому приспосабливаться.  С каждым годом перемены наступают всё быстрее, поэтому сейчас особенно важно обладать гибким мышлением и развивать пластичность мозга. Исследования говорят, что такая пластичность, или по-другому — нейропластичность — это способность головного мозга формировать новые нейронные связи. Именно она позволяет нервным клеткам, из которых состоит мозг, корректировать свою работу в ответ на изменения окружающей среды и подстраиваться под них. Долгое время считалось, что взрослый мозг сформирован раз и навсегда, а его клетки умирают безвозвратно, что, как только детство заканчивается, мозг человека стареет и деградирует, а мышление неизбежно ухудшается. И хотя идея нейропластичности — способности мозга меняться под воздействием опыта — была известна и раньше, до последних десятилетий её чаще отвергали. Но сейчас на этот вопрос стали смотреть по-другому. Психологи и нейрофизиологи сходятся во мнении, что в любом возрасте можно улучшить работу мозга или поддержать её на прежнем уровне. Даже с приближением старости мозг способен изменять свою структуру благодаря нашим действиям. Для этого нужно развивать гибкость мышления — способность преодолевать обыденные реакции и схемы мышления в непривычных условиях и создавать новые. Если говорить простым языком, когда человек учится или получает свежий опыт, мозг устанавливает серию нейронных связей. Эти своеобразные цепи представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией. При этом что мы видим: человеку свойственно стремиться к постоянству, особенно это касается пожилых. Старея, люди постепенно теряют способность к изменениям, между мышлением и внешним миром возникает несоответствие. Именно поэтому важно обладать пластично

стью мозга — она наделяет нас способностью преодолевать ментальные барьеры, которые мешают выйти за пределы устоявшегося порядка вещей. Чем больше человек развивает свой ум на протяжении всей жизни, тем меньше рискует столкнуться со старческим слабоумием. Однако замечено, что отсутствие гибкости мышления влияет на людей не только с возрастом. Если человек  в любом возрасте перестаёт учиться новому, мозг начинает «скучать» без дела и в принятии решений ограничивается только закреплёнными в сознании установками.

Деградация  включена

В современном мире, по утверждениям психологов, ситуация такова: всё больше людей — и взрослых и детей, жалуются на по

терю внимания, рассеянность, неспособность усваивать большие объемы информации, концентрироваться на сложных задачах, а порой даже на отсутствие физической возможности читать книги — следить за текстом оказывается выше сил. Например, школьник не может сконцентрироваться на уроках, постоянно отвлекаясь на планшет с играми, или, взяв в руки книгу, не успевает прочитать больше одной страницы, как его внимание переключается на другое. Или другой пример: вы редко доводите дело до конца, всё время что-то забываете, не можете подобрать нужные слова. Задумайтесь, возможно, ваш мозг начал лениться. Известно: причин деградации мозга может быть немало. Среди них называют плохое питание, вредные привычки, недостаток 

движения, потерю полноценного сна. Выделяют еще одну: это постоянная, практически круглосуточная подключенность к всевозможным источникам информации — мы не выпускаем из рук гаджеты, по десятому кругу, бездумно пролистываем ленты социальных сетей, часами зависаем в интернете, проводим дни и вечера за просмотром одних и тех же телепередач — этакая жвачка для мозга, которая лишает способности думать.

Усталость  в сети

Еще несколько лет назад группа американских психологов в одном из своих исследований пришла к выводу: длительное пользование  интернетом вызывает изменения в функционировании головного мозга.  В результате человек может поте

рять способность к обучению и углубленному мышлению. Было установлено, что при работе во Всемирной паутине в основном функционируют два центра головного мозга, которые отвечают за краткосрочную память и принятие быстрых решений. Но при этом остаются незадействованными те зоны мозга, благодаря которым люди могут углубленно и медленно обдумывать сложные проблемы. В итоге интернет-пользователи теряют способность к последовательной интеллектуальной деятельности. Другими словами, ускоренная утрата мозговых функций начинается тогда, когда мы, осознанно или нет, оказываемся постоянно «на связи». При этом большинство, особенно молодые люди, настолько привязаны к своим смартфонам, что при угрозе оказаться отключенными от сети испытывают как минимум психическую подавленность, а то и настоящую панику. Сейчас всё чаще говорят о синдроме информационной усталости. Недаром набирает обороты такое понятие, как Digital Detox,  или цифровой детокс — осознанный, добровольный отказ на определённое время от использования интернета, гаджетов и других цифровых устройств с целью отдохнуть от виртуального мира и всё нарастающего информационного потока, чтобы избавиться от стресса, переключить внимание на другие занятия. Сейчас, когда весь мир просто задыхается под натиском пугающих данных, важно уметь остановить поступление информационного мусора и псевдополезных знаний. Это не значит, что не нужно быть информированным, но важно уметь переключаться, занять свой мозг другой, полезной деятельностью.

Мария ИВАНОВА.

О том, как повысить пластичность мозга, постараться предотвратить его старение, а также помочь развить его детям, расскажем в следующий раз.

#газета #землянижегородская #психология #мозг #перегрузка #профилактика #наука