АЗБУКА ПРЕКРАСНОГО
Ее знает каждая мастерица
Вьется дорожка по ткани
В цеху без умолку стучат швейные машины. Яркий свет падает на ворохи ткани на столах. Вышивальщицы сосредоточены на своих изделиях. Людмила Смолина приостанавливается на минуту, снимает круглые пяльца, перемешает их по будущей скатерти и закрепляет снова. Машинка приходит в движение. Легко, почти незаметно мастерица двигает пяльца, с помощью быстрой иглы особым образом перевивает нитью сетчатую дорожку — мережку, которая вьется по ткани. Видно, что это точная, за годы доведенная почти до автоматизма ручная работа. Именно, ручная, как поясняют на фабрике: это не те современные вышивальные машины, которые сами выполняют заданный рисунок — тут создание вышивки полностью зависит от мастерства.
Рядом на столе для порядка лежит схема узора, но опытная вышивальщица в нее не заглядывает — все элементы, а их в создании гипюра используется около 50, помнит наизусть.
— То, что вы делаете, это творчество или ремесло? — спрашиваю.
— Творческое ремесло, — смеется Людмила Витальевна.
Она родом из чкаловской деревни Шишкино, пришла работать на строчевышивальное предприятие после окончания восьмого класса. С тех пор прошло около 40 лет. Больше 30 трудится именно за этой видавшей виды швейной машинкой. За годы она вышила несчитанные метры прекрасных узоров. Она — мама и бабушка, хозяйка, улыбчивая и приветливая.
— Вышивка требует большой усидчивости, внимания, привычки, — рассказывает мастерица. — Научиться вышивать несложно, но без желания работать не получится.
Ошибиться нельзя
В том, насколько производство гипюра кропотливое дело, убедились в соседнем цеху, где делают заготовки под ажур. Если говорить простыми словами, швеи выдергивают ниточки из ткани. Процесс дёржки — так его называют — исстари считался самым трудоемким и по сей день выполняется только вручную. Всё делается почти так же, как и 100, и более лет назад. У мастериц особые инструменты — острые ножнички, большие пинцеты и толстые иглы. С их помощью на ткани делают сетку, на которой впоследствии и появится уникальная вышивка.
— Тут важны хорошее зрение и точность.
Евгения трудится на предприятии 18 лет. Пришла сюда после профучилища на практику, так и осталась — работала в швейном цеху, отделе технического контроля, здесь — на дёржке. Пока разговариваем, у нее в руках рождается будущая основа узора, становятся понятны ее геометрические очертания. На то, чтобы подготовить, например, одну скатерть для вышивки, уходит почти половина рабочего дня.
За большим окном хмурится один из первых весенних дней. О чем поговорить в преддверии 8 Марта, как не о женском труде.
— Это самая женская работа, я считаю, — говорит Галина Кузнецова, склонившись с линейкой над тканью. — У нас женский коллектив (из 46 работников фабрики всего двое мужчин-наладчиков. — Авт.), а дело ответственное — нельзя ошибаться.
Говорили женщины и о том, что это занятие — их хлеб, нужно зарабатывать, в небольшом городе работой не разбрасываются.
Как рассказала руководитель ЗАО «Гипюр» Елена Кириллова, сейчас на предприятии народных художественных промыслов делают постельное и столовое белье изо льна и хлопка, портьеры, одежду, художественные изделия: все то, что всегда ценили женщины, то, что создает дома уют, и то, что приятно носить — платья и сарафаны с необычным украшением. Свои изделия работницы хвалят, почти у каждой дома есть скатерть или набор пастельного белья, платье, сделанные на фабрике.
Вместе с Еленой Владимировной мы прошли по всем цехам и проследили путь, который проходит почти любое изделие. Вначале ткань раскраивают, потом готовят под ажур, выполняют вышивку, гладят, потом изделие снова поступает на раскройку, затем в швейный цех, есть другие этапы. Что в итоге получается, можно увидеть в небольшом музее при фабрике и музее, который открылся на предприятии в 2004 году.
Куколка со слоником в тени
— С конца XIX века на Чкаловской земле сложился промысел гипюра, — рассказывает главный художник предприятия Наталья Харламова. — Тогда в селах и деревнях женщины освоили сложный вид сквозной вышивки — «по выдергу». Гипюр — это создание на сетчатой основе объемного орнамента. Технология более чем за столетие почти не изменилась.
Существует даже особая азбука гипюрной вышивки — в ней более 50 элементов. Интересные у них названия: куколка, борона, мушка, подковка, тень, настил, снопик… Из них, как слова из букв, составляются удивительные узоры — прозрачные и воздушные. В музее гипюра можно увидеть самые разные орнаменты: простые геометрические и более сложные, растительные, панно с сюжетом — лебеди, барсы, церкви… Всё зависит от фантазии художника.
Композицию и рисунок вышивки создает Наталья Харламова, она заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области, член Союза художников России. Каждое новое изделие утверждается на региональном художественно-экспертном совете.
— Народные художественные промыслы — это искусство, пусть и прикладного характера, — считает Наталья Владимировна. — Это то, чем мы можем и должны гордиться, наше национальное достояние, то, что отличает нас от других. Народный промысел — это и сами творения мастеров, и места, где этот промысел живет, и традиции, которые с ним связаны.
В России есть три центра, где делают вышивку на сетке, — в Новгородской, Ивановской и Нижегородской областях. В каждом регионе она особенная. Новгородская сетка — крупная, ивановская — мелкая, нижегородская средняя — размер одного «окошечка» семь миллиметров. Стежки нашего гипюра пушистые, объемные. Казалось бы, незначительные детали, но именно они и формируют уникальность. Канонов, которым много десятков лет, мастерицы придерживаются до сих пор. Вот вам и неуходящая натура.
Сохранили чудом
И всё-таки руководители предприятия переживают за будущее народного промысла. У акционерного общества, конечно, есть постоянные заказчики, изделия «Гипюра» представлены в магазинах в областном центре, свою продукцию выставляют на ярмарках, в том числе в Москве. Но проблема реализации стоит остро. По словам Елены Кирилловой, дело в том, что люди стремятся экономить: покупают вещи подешевле, пусть и уступающие по качеству и красоте.
— В трудные 1990-е годы выживали как могли, — вспоминают Наталья Владимировна и Елена Владимировна. — Сами везде ездили торговать, чтобы привезти денег на зарплату работницам — у всех семьи, дети, нужно было держаться. Предприятие сохранили чудом. Спасибо нашим акционерам, что помогают. Сейчас господдержка предприятий НХП существует, мы получаем субсидии. Но, к сожалению, системный подход к развитию художественных промыслов не сложился.
Опытных мастериц, которые владеют техникой гипюра, не так много, а молодежь, которую на фабрике готовы обучить всем секретам промысла, сюда идет работать с неохотой.
Но всё-таки ремесло — это не что-то закостеневшее. Как говорит Елена Кириллова, чтобы соответствовать времени приходится меняться. В прошлом на строчевышивальной фабрике делали только пастельное и столовое белье, на которые был огромный спрос, сейчас шьют и одежду. Коллекции и отдельные модели даже заказывают дизайнерам. Приходится искать ту грань, чтобы и времени соответствовать, и свою самобытность не потерять.
Главное, чтобы сохранилась вещь непреходящая: умение ценить прекрасное.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Фото автора.
г. Чкаловск.
Из истории «воздушной вышивки»
В конце XIX столетия вышивкой «по выдергу» занимались во многих селах на территории современного Чкаловского округа. Работали на дому, часто вышивальным промыслом занимались все женщины в семье, к работе привлекали детей с 6 лет. Сохранились фотографии, где над большими прямоугольным пяльцами склонились сразу несколько человек. Изделия продавали скупщикам, которые поставляли нижегородский гипюр (от французского слова gipur — «воздушная вышивка») в Санкт-Петербург, Москву, на ярмарки. Вышитые изделия пользовались большим спросом, и уже в то время к ним проявляли интерес в Европе и Азии.
В 1924 году в селе Катунки под руководством талантливой вышивальщицы Софьи Дубыниной была зарегистрирована первая артель по строчке и вышивке белья. По ее примеру, создаются артели по всей округе. В 1927 году в районном центре Василево, так раньше назывался Чкаловск, наладили выпуск покрывал, накидок, скатертей и других изделий с ажурной ручной вышивкой.
Во время Великой Отечественной войны артели выполняли заказы фронта: плели маскировочные сетки, шили нательное белье солдатам, вышивали боевые знамена.
В 1960 году артель имени В.Чкалова преобразовали в Чкаловскую строчевышивальную фабрику. Другие артели — Катунская, Пуреховская, Чистовская и другие – стали её отделениями. В 1970-1980-е годы промысел переживал расцвет: на фабрике трудились 1500 человек, почти столько же работали на дому. Предприятие имело шесть филиалов в районе.
Сегодня их нет. Но фабрика жива. Жив и промысел.
#газета #землянижегородская #чкаловск #вышивка #мастерицы