Руководство — нормы национального законодательства
Однако оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Кому-то можно жить по-старому, кому-то необходимо вставать на новые рельсы. Специалистам будет небезынтересен материал, который был опубликован на сайте ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (г. Новосибирск).
0В середине мая, через две недели после вступления в силу нового технического регламента Таможенного союза, предписывающего забой скота на продажу только на специализированных бойнях, фермеры Омской области вышли на митинг, требуя приостановить действие документа. Аграрии опасались, что регламент фактически блокирует продажу на рынках мяса с личных подворий и мелких фермерских хозяйств. В итоге по поручению губернатора Виктора Назарова омский минсельхоз разработал для сельчан области специальные рекомендации по убою животных на мясо, разрешающие подворный забой.
«Убой животных, принадлежащих гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и проживающим в населенных пунктах Омской области, где отсутствуют специализированные убойные пункты, разрешается проводить на месте (подворно) временно, до принятия федеральными органами власти нормативно-правового акта, содержащего требования к специально отведенным местам», – говорилось в официальном сообщении омского минсельхоза.
Новость об инициативе омичей быстро разлетелась по всему сибирскому региону, вызвав шквал звонков от фермеров в редакцию ПРЕДСЕДАТЕЛЯ с вопросом: так все-таки можно или нельзя реализовывать мясо животных, забитых на личных подворьях?
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ обратился с запросом в главный исполнительный орган Таможенного союза – Евразийскую экономическую комиссию. И получил официальный ответ, видимо, окончательно расставляющий все точки над «i»:
«Технический регламент ТС «О безопасности мяса и мясной продукции», который вступил в силу 1 мая 2014 года, не запрещает реализовывать мясо и другое мясное сырье, полученное гражданами в результате убоя скота в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством.
Это следует из ряда норм, закрепленных в документе. В частности, в соответствии с подпунктом ж) пункта 4 указанного технического регламента его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории ТС. Кроме того, пункт 5 технического регламента ТС «О безопасности мяса и мясной продукции», определяющий термин «продукт убоя», подчеркивает, что таковым является «непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации…».
Соответственно, под действие названного документа не попадает непереработанная пищевая продукция животного происхождения (в том числе мясо и другое мясное сырье), полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством.
Требования к непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, включая мясо и другое мясное сырье, а также к процессам получения такой продукции установлены техническим регламентом ТС «О безопасности пищевой продукции», утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года, № 880.
Принимая во внимание, что технический регламент ТС «О безопасности пищевой продукции» не устанавливает требований к специально отведенным для целей убоя местам в отношении непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств — членов ТС, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к таким местам для проведения убоя продуктивных животных. Непосредственно перед убоем продуктивные животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру. После убоя туши животных и другое мясное сырье, полученное от их убоя, подлежат послеубойному осмотру и ветеринарно-санитарной экспертизе.
Принимая во внимание, что технический регламент ТС «О безопасности пищевой продукции» не устанавливает требований к специально отведенным для целей убоя местам в отношении непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств — членов ТС, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к таким местам для проведения убоя продуктивных животных».
Сайт ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.
Портал ПРЕДСЕДАТЕЛЬ.
Мнение
Андрей Бочков,
начальник управления сельского хозяйства Воскресенского района:
Технический регламент взволновал многих, пошла волна возмущения, люди задавали вопросы… Постарались успокоить владельцев подворий. Они могут забивать скот в домашних условиях, но под контролем ветеринаров. С ветслужбой договорились, специалисты будут выезжать на место.
Что касается сельхозпредприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, то им надлежит оборудовать специализированные убойные площадки. В двух КФХ эта работа практически завершена. В одном хозяйстве основным направлением является свиноводство, в другом — овцеводство. В СПК «Елкинский» совсем скоро тоже будет готов убойный цех, устраняют недостатки, выявленные специалистами надзорных служб. Уже закуплено недостающее оборудование, подведена горячая, холодная вода. Останется без своей бойни в районе только одно предприятие, занимающееся мясным животноводством. Но пока, при необходимости, можно будет заключать договоры с имеющимся цехом, а в перспективе там хотят открыть свою площадку. Уже определились с помещением.
Считаю, что переход на убойные цеха — мера вынужденная. Продукцию нам поставляют из различных областей, стран… И необходимо контролировать качество товара, по новым правилам сделать это будет легче. Но для многих сельхозпредприятий оборудование убойного цеха — неподъемная ноша. Кроме того что нужно подготовить помещение, подвести коммуникации, приобрести необходимое оборудование, требуется получить лицензию. И за этот документ, без которого деятельность по убою скота не будет считаться законной, необходимо выложить кругленькую сумму. Даже в этом крестьянам не дают послабления.
В тему
К 1 апреля 2014 года произошло снижение численности поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств РФ. И это не связано с увеличением забоя, так как объемы производства говядины также демонстрируют отрицательный прирост. Так, совокупный объем производства говядины в России в первом квартале текущего года снизился на 2,3 процента по отношению к показателям 2013 года.
Следует отметить, что популярность говядины в России на протяжении последних лет снижается в пользу более доступных видов мяса — птицы и свинины. По оценкам экспертов, объем рынка говядины в первом квартале 2014 года составил 430 тыс. тонн, что почти на 7 процентов ниже показателя прошлого года. В российской отрасли свиноводства впервые за последние два года также наблюдалось снижение суммарной численности животных. Однако в данной ситуации определяющим фактором является увеличение забоя животных, связанное с образовавшимся дефицитом на российском рынке вследствие запрета на поставку свиноводческой продукции из государств — членов Европейского союза.