Махнуть вокруг шарика 2
Решено было ставить двигатель и винт не спереди, а сзади — так уменьшалось сопротивление. Но какой двигатель поставить? Расчеты показали, что подошел бы дизельный мотор… А. Д. Чаромского, тот самый, о котором мечтал Чкалов.
Расчеты рекордного самолета завершились в мае 1984 года. Отзыв о проекте был положительным, но не нашлось денег на его воплощение.
Берт Рутан выкатил свой «Вояджер» из ангара в июне 1984 года. Отставание было минимальным…
После кругосветного перелета «Вояджера» специалистам Экспериментального машиностроительного завода имени В. М. Мясищева было предложено создать машину, которая могла бы повторить достижение Рутана, но на более высоком техническом уровне. Американский экипаж летел на пределах физических возможностей, да и сама конструкция летательного аппарата не имела резерва к совершенству.
Был даже выбран маршрут будущего перелета: Москва — Одесса — Босфор — Гибралтар — Панама — огибание с юга Индонезии — Красное море — Иран — Каспийское море — Москва. Преодолеть этот маршрут в 40500 километров предполагалось за 7 суток.
Однако финансовые и политические проблемы привели к свертыванию работ.
А между тем Берт Рутан создал новый самолет «Глобал Флаер», на котором пилот Стив Фоссет за 67 часов и 1 минуту обогнул земной шар. Новый аппарат Рутана был реактивным.
История
повторяется
Теперь наше отставание было уже невосполнимо. Мы можем биться с американскими энтузиастами на уровне идей, что и делаем.
Российский изобретатель, энтузиаст беспосадочных перелетов Виталий Белоконь первым высказал идею гонок на самолетах нового класса по типу кругосветных гонок на яхтах. Он даже название гонок запатентовал — «Глобальный бумеранг».
Сегодня, когда мы научились считать деньги, ясно понимаем, что чкаловская мечта требует немалых расходов. Нужна ли нам такая гонка, которая обескровит бюджет страны на кругленькую сумму, ради мимолетного престижа и строчки в истории авиации?
Вспомним, с чего начиналась биография самолета АНТ-25. Его мигом хотели прибрать к рукам военные. Для них дальность полета — это возможность «достать» противника в любом месте земного шара. Для нас же военная составляющая любого рекорда скрыта. Мы радуемся лишь человеческому достижению.
А есть ли в рекордных самолетах Берта Рутана эта самая военная составляющая или денежки потрачены только на престиж?
Конструктор давно и плодотворно работает в области композитных материалов для авиации и космонавтики. Заказы финансирует в том числе и Пентагон.
Ныне тот же Рутан на основе технологии «Вояджер» проектирует самолет-платформу для комплексной защиты от оперативно-тактических ракет.
В биография самолета АНТ-25 военная составляющая была главной. Истории, как видно, суждено повторяться.
Вячеслав ФЕДОРОВ.