Posted in Семья
06.02.2014

Уроки «Бурана»

И главное — посадка. Впервые в мире советский шаттл приземлился в автоматиче­ском режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом беседа с одним из его создателей, в прошлом начальником отдела НПО «Энергия», а ныне профессором МАИ, доктором технических наук Валерием БУРДАКОВЫМ.

— Валерий Павлович, говорят, что космический корабль «Буран» стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

— Безусловно. До него лидером был американский «Спейс Шаттл».

— Правда, что «Буран» мог бы подлететь к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в «чрево»?

— Да, как и американский «Спейс Шаттл». Но возможности «Бурана» были значительно шире и по массе доставляемых на Землю грузов (20‑30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию «Мир» спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

— Американцы испугались?

— Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО «Энергия», рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе — около 30. Узнав про успешный полет «Бурана», они отказались от этой затеи.

— «Буран» стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

— Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970‑х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космиче-ских аппаратов.

— И тем не менее «Буран» оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

— Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета… Все было супер.

— Многие помнят потрясающее фото: космический корабль «оседлал» самолет «Мрия». Крылатый гигант родился именно под «Буран»?

— И не только «Мрия». Ведь огромные 8‑метровые в диаметре баки ракеты «Энергия» надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или
17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство — более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, то есть самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет «Руслан», и самолет «Мрия», на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

— Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

— Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолков-скому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

— Циолковский подписал?

— Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку «Космические ракетные поезда» и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в «эфирное пространство».

— Интересно, как отреагировал Королев?

— Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время «испытания на флаттер»…

— Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

— Да, «Красная звезда». Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько «мертвых петель». И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю «Восток». Но Королев категорически возразил: «Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему».

— А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

— Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и по-просил Королева принять его. «Мы, — говорит, — летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске, как на булыжной мостовой, трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!» Королев улыбнулся: «А инженерный диплом ты уже получил?» — «Нет еще», — ответил Герман. «Вот когда получишь, тогда и приходи — поговорим на равных».

— Говорят, что свое имя «Буран» получил перед самым стартом?

— Да. Глушко предлагал назвать корабль «Энергией», Лозино-Лозинский — «Молнией». Появился консенсус — «Байкал». А «Буран» предложил генерал Керимов. Надпись еле‑еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

— Точность приземления «Бурана» сразила всех наповал…

— Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: «Щас разобьется, щас разобьется!» Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда «Буран» стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии — всего
3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета «Бурана», как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

— Что вы почувствовали после такого триумфа?

— Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая «сенсация»: успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей оказались потраченными зря.

Беседу вела
Наталия ЯЧМЕННИКОВА (РГ).