20.08.2018

Что, гриппуем?

Птичья болезнь скорее опасна для бизнеса, чем для здоровья людей

Этим летом ситуация с птичьим гриппом в России развивалась стремительно: началось всё в июне в Курской и Пензенской областях, потом вирус распространился на Самарскую. По данным Россельхознадзора на 13 августа, больше всего случаев заражения произошло в Татарстане — здесь зарегистрированы 16 вспышек, в соседней Чувашии — 10. Всего в европейской части России отмечено 80 очагов опасного вируса, в том числе на шести птицефабриках. Сейчас на территории страны высокопатогенный грипп птиц типа H5N1 выявлен в 14 регионах от западных областей до Удмуртии. В июле на карте заболевания появилась и Нижегородская область.
Мы беседуем о проблеме с заместителем председателя регионального комитета госветнадзора Дмитрием Макаровым.
— Дмитрий Витальевич, какими путями к нам пришла болезнь?
— Причина распространения вируса — в сложившейся системе реализации живой птицы. Предприниматели ездят от одной птицефабрики к другой, скупают молодняк и потом перепродают его населению. Они колесят по всему Приволжскому округу. Часто торгуют с машин в деревнях, на рынках, там, где нет специально отведенных мест для продажи. У таких продавцов может не быть необходимых сопроводительных документов.
Если к такому предпринимателю попадает зараженная птица, она передает вирус всем остальным, и мы получаем эффект, который сейчас наблюдаем, — появляются новые вспышки заболевания.
— Например, взял предприниматель здоровых проверенных бройлеров на птицефабрике, посадил к своим, среди которых есть одна зараженная, — и дальше покупатели приобретает уже больных птиц?
— Да, именно так. Прошлым летом мы зафиксировали в Нижегородской области всего один случай птичьего гриппа — в Большеболдинском районе. Тогда болезнь принесли перелетные птицы, это был единичный случай сезонного характера. Сейчас сценарий другой.
Кстати, есть версия, что одним из возможных переносчиков болезни могут быть утки мулард — гибрид пекинской и мускусной утки, который хорошо растет вдали от водоемов и быстро набирает массу. В подсобных хозяйствах таких птиц стали держать чаще. Эти утки сами не болеют, но могут быть носителями вируса.
— Первая вспышка птичьего гриппа в регионе произошла в июле в Краснооктябрьском районе, газета подробно рассказывала об этом в одном из недавних номеров. Вторая — в Павлове. Как здесь развивались события?
— Житель города купил на рынке у предпринимательницы из Чувашии кур. Они погибли. Птицевод выбросил их в контейнер для бытовых отходов, а в следующие выходные снова пошел на рынок и приобрел у того же продавца новых. Конечно, они тоже были больны. Это удалось выяснить в ходе рейда по рынку.
Когда анализы подтвердили птичий грипп, в Павлово сразу же выехал областной противоэпизоотический отряд быстрого реагирования. Вокруг подворья выставили ограждения, были проведены дезинфекция и все другие необходимые мероприятия, уничтожены два десятка кур.
Кстати, продавец больных птиц просто уехала к себе домой и, как говорится, концы в воду — у нее не было никаких документов на торговлю.
— Что же дальше?
— С 7 августа на территории Павлова введен карантин. Очагом заболевания считается подсобное хозяйство, где были обнаружены больные куры. Дальше, согласно плану мероприятий, вокруг этого места очерчена территория, где у населения изымается домашняя птица. Если в Краснооктябрьском районе во время ликвидации очага её было ликвидировано более 5 тысяч, то в Павлове — около 300 голов.
В угрожаемую зону входят Павлово, поселок Тумботино, деревни Долгово, Молявино, Крюки, Меленки, Большое Окское, Малое Окское, Санницы, Лаптево, сёла Таремское и Большое Давыдово.
Зона наблюдения — весь Павловский район. Необходимо обойти все дворы с целью обнаружения больной птицы. Созданы специальные группы в поселковых администрациях, которые этим занимаются.
Например, в прошлую субботу поступил тревожный сигнал из Горбатова — там нашли больных цыплят. Но анализ, к счастью, дал отрицательный результат на птичий грипп. Работа ведется, и силы на борьбу с заболеванием привлекаются большие.
— Людям болезнь угрожает?
— Для людей большой опасности нет, но есть — для предприятий. В Павловском районе действуют три птицефабрики. Если болезнь попадет туда, всю птицу придется ликвидировать, а это серьезный экономический ущерб. Так, в Пензенской области грипп проник на территорию двух больших птицефабрик, всё поголовье — а это сотни тысяч — было уничтожено.
Павловские предприятия сейчас работают в закрытом режиме, там созданы дизбарьеры, санпропускные пункты и так далее. Но опасность нельзя недооценивать, вероятность заноса вируса существует всегда. Так называемые синантропные птицы — вороны, галки и другие — являются переносчиками заболевания. Может быть так, что сегодня ворона побывала на подворье, где есть больные домашние птицы, потом прилетела на территорию птицефабрики…
— В редакцию поступают звонки от обеспокоенных жителей Нижнего Новгорода: на улицах находят мертвых голубей. Это опасно?
— Если нам поступают такие сигналы, мы всегда выезжает, проводим исследования. Голуби обычно страдают от болезни Ньюкасла, для людей она не страшна.
— И всё-таки, как же остановить опасное заболевание, с которым столкнулись во многих регионах страны? Как людям обезопасить свои хозяйства?
— Сейчас в Нижегородской области действует запрет на реализацию живой птицы из других регионов. Необходимо прервать цепочку перевозки. Конечно, нелегальными путями пытаются провозить, поэтому людям мы советуем серьезнее относиться к покупке птицы. Нельзя брать живых птиц с рук, с машин, в необустроенных местах торговли. И надо всегда спрашивать, откуда привезли этих кур, утят, индюшек, есть ли на них ветеринарные документы.
А предприниматели должны осознать, что не выручка, а здоровье домашних пернатых, которыми они торгуют, должно быть в приоритете.
Беседу вела Анастасия СЕРГЕЕВА.