С гектара — два миллиона

Местный пример
Живет на острове Уайт в Великобритании необычный фермер Колин Босвелл. Знаменитым он стал после того, как из обычной фермы сотворил особый чесночный мир. На своей земле он выращивает несколько десятков сортов.
В собственном магазине Колин продает не только свежий и копченый чеснок, но даже горчицу, масло и пиво из него. В фермерском ресторане «чесночные туристы» с удовольствием потребляют многочисленные блюда из чеснока.
Предприимчивый Колин основал даже «чесночную школу» для детей, которые, как известно, не очень любят этот продукт. С подачи фермера на острове Уайт теперь проводится ежегодный «фестиваль чеснока».
Феномен Босвела англичане расценивают в качестве примера, как один человек и один продукт могут перевернуть жизнь целого региона.
Между прочим, у нас на Нижегородчине тоже есть чесночный фермер. Михаил Ельков ни в чём Колину Босвелу не уступит. Вот разве что ресторан не открыл и фестиваль не организовал. Пока. Но его сельхозпроект в Большом Болдине, основанный на выращивании экологически чистого и всеми любимого продукта, столь же незауряден и имеет перспективы.
Не только кролики
Михаил Ельков — сельхозник исконный. Мама трудилась агрономом, папа — зоотехником. Миша с детства всякую сельскую работу знал. Так что убегать из села в город даже в юности не планировал. Да еще и в армии служил на Дальнем Востоке — по родине очень соскучился.
Отучившись в сельхозинституте на агрофаке, стал в 1988 году главным агрономом в колхозе «Борьба». Хозяйство тогда как раз «назначили» семеноводческим по картофелю. Возможностей для этого еще не было. Картошку хранили в буртах, урожайность низкая, но — приказ. Пришлось Елькову с нуля развивать семеноводство картошки. Задачу эту молодой агроном выполнил.
— В шатковском «Гиганте» брал элиту-суперэлиту и размножал, — вспоминает Михаил Валентинович.
В 1990-х отошёл Ельков от сельхозпроизводства. Но свое подсобное хозяйство не бросил. Кроликов продолжил разводить, свиней и гусей. А ещё прикинул бывший агроном: «Чеснок должен хорошую прибыль дать».
Как профессионал, решил начать с хороших семян. Обратился в сельхозакадемию и удивился — никто абсолютно этой темой не занимается. Нашел в Челябинске контору, но оказались «рога и копыта». Помог случай.
Добился!
К Михаилу любила на чай зайти соседка — баба Маша. Приносила с собой на посиделки нехитрые гостинцы. И как-то раз пришла с шишкой семян чеснока: «На, агроном, разведёшь».
Баба Маша занималась всю жизнь разведением чеснока, сдавала его в ресторан и в райпо. Луковички у нее вырастали свыше 40 граммов. Полторы «сотки» посадок каждый сезон приносили неплохую прибавку к пенсии.
К процессу возделывания Ельков подошел профессионально. Занялся семеноводством. Повёл его по двум вариантам — клоновый отбор семян и посадку шишками (называет их «бульбочками»). Шишки снимал с самых «эксклюзивных» луковичек. Этот способ требует столь же тщательной выбраковки, как и клоновый.
Кропотливая работа уже должна была дать результаты, но в 2015 году случилась страшная засуха. Чеснок уродился с грецкий орех. Цена на него едва достигла 100 рублей за килограмм. Однако рук агроном не опустил, и семенное ядро, как истинный агроном, сохранил.
— Подумал, что не каждый же год будет неудача, — улыбается Михаил. — В 2016 году получил первую собственную элиту отличного качества. К этому времени состоялось и испытание клонов, и их объединение, затем выросли супер-супер- и супереэлита. То есть четыре года ушло…
С той сотки, которая родилась от шишек, экспериментатор накопал 25 вёдер чеснока. А на другом участке с трёх соток взял 40 вёдер. То есть, через шишки урожай вдвое больше. Значит, способ клонирования менее удачен, чем шишечный.
— Шишки-бульбочки я назвал «индивидуально клоновым отбором», — поясняет Михаил Валентинович. — На первом этапе индивидуально отбирал, а дальше — по методу клонов. И на каждой ступени — жесточайшая выбраковка. Мелочь отбрасываю…
Экспериментатор с самого начала перед собой две задачи поставил — урожайность и товарный вид. На втором году вышли луковицы с четырьмя дольками. Пришлось работать на «многодольковость» — минимум восемь хотел получить, чтоб на семена меньше уходило. Добился 10-12 долек по 9 граммов каждая.
На делянке «испытания клонов» — свой эксперимент. Обычно вырастают либо «вершки», либо «корешки». Но селекционная работа привела к лучшему результату. Удалось получить и там хорошие шишку и луковицу.
В 2017 году, выкопав и сложив валами замечательный чеснок, селекционер сел и сказал себе: «Есть результат, добился!»
Что «бизнесовее»?
Урожай прошлого года с участка в пять соток составил 120 вёдер. На семена себе осталось 30 самых лучших вёдер, остальной чеснок Михаил реализовал и как товарный, и как семенной на рынках:
— Сбыт проблем не представляет. Ведь такого чеснока, как у меня, ни у кого нет. Начинал я с луковиц по 30-40 граммов, теперь — 100 граммов. С удовольствием берут мой чеснок в Уразовке, Сергаче, то есть растет уже и география продаж…
Со 120 вёдер получилось всего два ведра некондиции с грецкий орех. Но и её купили по 100 рублей за кг. В основном же, Ельков продает чеснок по 250 рублей.
Подсчитав потенциал культуры, Михаил поразился. При его технологии в 50 луковиц на квадратном метре урожайность составляет 4 кг на метр, то есть 400 центнеров с гектара. На большой площади результат неизбежно снизится, но даже если с гектара получить 200 центнеров, то это отлично. Оптовая цена продаж в 100 рублей за килограмм даст два миллиона рублей. Рыночная же цена удвоит выручку. На какой культуре еще можно столько выручить?
«Бизнесовой культурой» сегодня зовут картошку. Но ей не тягаться с чесноком. Урожайность, цена дают уверенность в лучшей выгоде последнего. В уходе картошка затратнее, удобрений требует. А продают ее по 15 рублей за кг, когда чеснок стоит по 250.
Пальцем в землю
Технологию возделывания селекционер не скрывает и предлагает каждому попробовать:
— Сажаю в основном по картошке. Землю после уборки сразу пашу мотоблоком. Весь сентябрь она отдыхает. Перед посадкой еще два раза прохожу блоком, чтобы земля превратилась в пух. Больше никакой механизации нет. Семена «тыкаю» в землю пальцами (они потом долго болят). От грядок давно отошёл. Сделал специальную гребенку с расстоянием между зубьями 17 сантиметров — в ширину междурядья. После прохода получаются идеально ровные бороздки. Это важно, чтобы потом мотыжкой было удобно обрабатывать. С 10 сотками справлюсь, а если больше, то надо механизировать труд…
Удобрений «ельковская технология» почти не предусматривает. Только весной вносится мочевина из расчета 200 кг на гектар: 100 кг перед первой «мотыжкой» и еще 100 — перед второй. Увеличивать плотность посадки свыше 15-17 см в рядке и добавлять удобрения агроном не видит необходимости. Площадь питания составляет приблизительно 170 квадратных сантиметров у каждой луковки. Этого хватает. При такой технологии ни болезней, ни вредителей не встречалось.
Та картошка, которая у Михаила растет «по чесноку», даже обработки от жука не требует. А на других участках приходится опрыскивать несколько раз.
— Гребенку для «втыкания» посадочного материала в землю, чтобы пальцы сберечь, можно сделать самостоятельно, — говорит энтузиаст. — Это ведь просто борона с рассчитанным расстоянием между зубьями. Вручную я свой объем высаживаю за неделю. На уборку уходит тоже неделя и столько же — на стрижку. Посадку обычно веду в октябре. Главное, чтобы чеснок успел дать до морозов мочку, начал вегетировать.
Всем на пользу
Особое внимание — хранению продукта. Рядом с домом агроном построил кладовую. Там весь урожай. До января чеснок лежит отлично при температуре +3, не теряя товарного вида. Но к февралю он начинает терять товарный вид, а в марте высыхает. Ему бы создать минусовую температуру, но как тогда другие запасы хранить?
Поэтому приходится реализовать весь урожай в сезон. Для чеснока это не проблема. Цены к весне не сильно растут, так как Китай массово реализует через магазины свой чеснок.
— Убежден, что чеснок для обычного дачника или владельца личного подсобного хозяйства — самая выгодная на сегодня культура, — говорит Ельков. — С небольшого участка человек может весомый доход себе обеспечить. Моя выручка за 2016 год составила 61 тысячу, за 2017-й — 100 тысяч рублей. Но это только с пяти соток при основной задаче — выведение сорта. Даже женщине трудоспособного возраста 10 соток вполне по силам, а это самое малое — тонна на реализацию. Потребность рынка в этой культуре большая. О перепроизводстве очень много лет и речь не зайдет…
Есть у агронома мысли о налаживании хранения. Скооперировавшись, можно арендовать общее хранилище для нескольких хозяев. А это уже социально-экономический проект.
Александр КУРИКОВ.
Большеболдинский район.
Фото автора.