Кавалерист Николай Иванович Коньков.
Posted in Поиск "ЗН"
12.05.2011

Возвращенные имена6

Мой родной дядя по маминой линии Николай Иванович Коньков родился в 1924 году в деревне Кизьминке Большемурашкинского района Горьковской области. Семья, где он рос, была большой — 14 детей. Сам он родился шестым по счету ребенком.
Жизнь в колхозе никогда не была легкой, а тогда особенно. Родители работали в от зари и до зари. Дети росли сами по себе, старшие нянчились с младшими и помогали родителям по хозяй­ству.
Но, несмотря на трудную жизнь, родители берегли детей, жалели их. И отец, и мать по характеру были людьми очень добрыми и передали это качество детям.
Хотя маленький Коля рос сообразительным и трудолюбивым мальчиком, учиться ему довелось, как и многим в многодетных семьях, мало.
Он окончил лишь четыре класса.
Как вспоминает моя мама, Николай был очень мастеровым. В колхозе он любил возиться с лошадьми: ухаживал за ними, ходил в ночное.
В армию его призвали в 1942 году. Попал он в кавалерию.
О себе писал мало, на судьбу не жаловался. Поделился радостью: ему достался хороший умный конь — Орлик.
Весной 1945 года родителям прислали извещение, в котором сообщалось, что гвардии казак 45‑го гвардейского казачьего кавалерийского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка Коньков Николай Иванович при освобождении Венгрии пропал без вести у села Гебельяраши.
Очень горевали родители. Мать, Пелагея Никитична, берегла сыновьи письма с фронта. Доставала их из-за икон, плакала. Читать она не умела, но частенько по памяти пересказывала содержание детям.
Не суждено было сохраниться этим письмам, ни одного не осталось. Но мать до конца дней своих несла память о сыне в своем сердце.
Уже после войны пришло письмо от однополчанина и тезки Николая из Заволжья Горьковской области, в котором тот сообщил родителям о судьбе их сына. Оказалось, что он был свидетелем гибели своего друга. Николай Коньков погиб вместе со своим любимым, не раз выручавшим его другом, конем Орликом. Тот наступил на мину!
Видимо, среди погибших в том бою за венгерское село моего дядю не нашли, и стал он без вести пропавшим.
Когда я была маленькой, мама часто отвозила меня погостить к бабушке Пелагее в Кизьминку. В большом деревенском доме над кроватью бабушки всегда я видела два больших портрета в рамках. Это были мой умерший давно дед Иван Иванович и погибший на войне дядя Николай. Я часто о них расспрашивала бабушку. Она мне с грустью рассказывала.
Нет на земле могилки гвардии казака Николая Ивановича Конькова. И в Книге памяти он числится без вести пропавшим. Нет больше никаких документов и свидетелей его гибели. И только мы, родные, знаем, что погиб он на чужбине, освобождая от фашистов мирное население Венгрии. И было ему всего-то двадцать лет от роду…

Л. ЛЕСКОВА.
Поиск наш на этом не заканчивается. Мы просим откликнуться всех, чьи родственники, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, пропали без вести. Надеемся, что нам удастся вернуть из забытья многие имена солдат, чьи военные судьбы до сих пор остаются неизвестными.