Posted in Поиск "ЗН"
12.05.2011

Почта поиска

«Настя, береги детей!»
С большим вниманием слежу за публикациями рубрики «Возвращенные имена». Вы рассказывали о без вести пропавших красноармейцах 45-й конной дивизии. В то трагиче­ское время воевал и мой дед — старшина Иван Титович Волков. Он был уроженцем Смоленской области, Холм — Жирковского района. Благодаря вашим статьям представляется более полная картина всего происходившего осенью 1941 года. Мой дед тоже в это время попал в плен.
До войны мой дед  и  моя бабушка жили на Смоленщине в соседних деревнях. Питали симпатию друг к другу.
Дед Иван был невысокого роста, смугловат и отчаянная голова. Но вот сватов заслать к полюбившейся ему дивчине все никак не решался. У той отец был Георгиевским кавалером. Таких во всей  округе не сыщешь. Стеснялся дед его, что ли…
А тут к его суженой жених на смотрины «издаля» пожаловал. Договорился, что сватов засылает. Что деду делать?
Сообразил все-таки. Через пару дней оседлал лошадь и помчался к новоявленным сватам. С порога им все и выложил: не видать, мол, вам невесты, не согласен Георгиевский кавалер за их жениха дочь отдавать.
Примчался домой и в ближайшее воскресенье сам сватов заслал. Не упустил дед свою суженую Анастасию Платоновну.
Было это в 1937 году. На следующий год родилась моя мама, а в 1941 году дядя Михаил.
Перед самой войной деда призвали на срочную службу. А в первые дни войны пожаловал он домой в командировку. Приезжал за конями. В каждом колхозе тогда был военный конный резерв. Это лошади, которые содержались для нужд Красной армии. Их берегли и на тяжелых работах не использовали.
Свиделся дед и с бабушкой, успокоил, как мог, а у своих родителей оставил записку:
«Прощай, Настя, береги детей! Ухожу на фронт!»
Больше от него никаких весточек не было. А через какое-то время пришла «казенная» бумага, где значилось, что пропал он без вести.
Хуже нет такой бумаги. Думай тут что хочешь.
Неожиданная весть о дедушке пришла уже после войны. Коротенькое письмо написал его сослуживец. Он рассказал, что осенью 1941 года попали они в плен под Вязьмой. Из фильтрационного лагеря, где их на время разместили, решили бежать. Им удалось переплыть реку Вязьму, забереги которой уже покрылись тонким льдом.
Но уйти далеко они не смогли. Их схватили, избили и вернули в лагерь. Чуть отошли — и вновь бежали. Но также были схвачены и избиты. После этих побоев мой дед умер.
Недалеко от лагеря он был похоронен в общей могиле, которой сейчас уже нет. На этом месте построили какой-то завод.
К сожалению,  подробностей я не знаю. Быть может, он воевал в той самой 45-й кавалерийской дивизии пропавших без вести бойцов, которых вы ищете. Если что-то выяснится,  прошу сообщить мне.

Геннадий Николаевич ОСЯНИН.
Шатковский район,
С. Спасское.

Геннадий Николаевич, мы обязательно сообщим вам, если прояснится судьба вашего деда. В Книге памяти Смолен­ской области он числится как без вести пропавший.

Еще есть надежда
Мой отец  Василий Васильевич Стачев воевал в 55-м полку 45-й кавалерийской дивизии, о которой вы рассказывали в газете. Мы, его дети, живы: сыну 81 год, а дочери  79 лет. Не поверите, но мы его все еще ждем с войны. Конечно, никто не откроет дверь и не скажет: «Я вернулся!» Отцу уже исполнилось бы 102 года. Мы ждем известий о его судьбе. Как и многие солдаты, он  пропал без вести.
Последнее письмо пришло от него 3 сентября 1941 года. Он писал, что идет в бой. Больше весточек от него не было. Нам известно, что он был еще жив 12 октября и находился в окружении. Об этом мы узнали из рассказа его друга по службе, которому удалось выйти из кольца. Он написал, что в этот день они сидели в землянке, пришел ординарец командира полка и отобрал десять солдат в охранение штаба. В эту группу попал и мой отец.
Они с товарищем обменялись адресами и больше не виделись.
Полк в ночь совершил прорыв. Друг отца Никандр Васильевич Юров, уроженец деревни Настино Сосновского района, раненым вышел с бойцами к реке Вязьме и  переправился через нее на сколоченном плоту.
Что стало с отцом, неизвестно. Видимо, он погиб, но при каких обстоятельствах и где захоронен?  Да и захоронен ли? Мы уже отчаялись об этом узнать и вот читаем в газете о сослуживцах отца по дивизии. Оказывается, не все потеряно и еще можно надеяться, что мы узнаем о его судьбе.
Спасибо вам за поиск, который вы ведете.

Федор Васильевич СТАЧЕВ.
Спасский район,
С. Яковское.

{jcomments on}