27.11.2014

Вице-губернатор Владимир ИВАНОВ: Перерыв в инвестициях — самая большая опасность

А вот региональные бюджеты, в том числе наш, несут достаточно серьезные потери в части налога на прибыль. Структура уплаты налога на прибыль такова, что если у предприятия-плательщика есть кредиты в валюте, то налог на прибыль, поступающий в областной бюджет, уменьшается на курсовую разницу. Так, еще в середине года мы рассчитывали получить в четвертом квартале по налогу на прибыль от Выксунского металлургического завода более полутора миллиардов рублей. Но курс взлетел, а у него кредиты на инвестиционные проекты взяты в евро. Прибыль у завода есть, загрузка сейчас большая, трубы (а это и есть импортозамещение!) с нашего предприятия поставляются во многие точки страны, но поступления в бюджет налога с прибыли уменьшились.

Хорошо, что у нас, несмотря на ситуацию, идет рост инвестиций. Хуже другое: изменяется структура. Что такое инвестиции? Это вложения в строительство зданий, сооружений, приобретение оборудования, транспортных средств и так далее. Доля инвестиций в объекты капитального строительства, сами здания увеличивается, а в оборудование — уменьшается. Это тоже следствие роста курса иностранной валюты. Серьезные предприятия привыкли приобретать хорошее оборудование, и коль скоро оно покупается за валюту, то и стоить стало дороже. А значит, за те же деньги, в рублевом эквиваленте, приобретается оборудования меньше, нежели ранее.

Конечно, курс доллара и евро сейчас слишком завышен, переоценен. Чем больше курсовая разница будет несправедливой, тем больше опасность, что предприятия будут выжидать, когда все-таки курс придет в норму. А перерыв в инвестициях опасен. Необходимо, чтобы развитие шло постоянно, иначе можно потерять время, конкурентоспособность, рынок. Вот в чем самая большая опасность роста курса иностранной валюты.

Многие предприятия в этих условиях будут оптимизировать численность работников. Мы уверены в росте зарплаты, но это не говорит о том, что подоходного налога поступит больше, потому что сократят численность.

— Будут ли в полном объеме исполняться майские, 2012 года, указы президента России, в том числе в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы?

— Как исполнялись, так и будут исполняться. Скажем, зарплата врачей в 2018 году должна составить 200 процентов от средней зарплаты в экономике. Были разработаны рекомендации, так называемые «дорожные карты», где прописано, на сколько в каком году повысить.

— А федеральный бюджет помогает регионам в части повышения заработной платы?

— Минимально, — вступает в разговор министр финансов области Ольга Сулима, принимавшая участие в брифинге. — В прошлом году выделили 450 миллионов рублей, в нынешнем — 463 миллиона. Правда, в середине этого года распределили нашему региону еще 1 миллиард 245 миллионов, но это нецелевые средства. А нам только на повышение зарплаты по президентскому указу требуется в 2014 году
14,5 миллиарда рублей.

У кого больше прав, тот и прав

— Владимир Александрович, есть какая-то надежда на справедливое распределение налоговых средств между федеральным бюджетом и региональными?

— Вопрос этот стоит в повестке дня постоянно. И мы, и другие субъекты РФ не раз выходили с такой законодательной инициативой. Надеюсь, количество когда-нибудь перейдет в качество, но пока со стороны федеральных органов власти мы не наблюдаем большого желания поделиться.

Государственная Дума, Правительство РФ заботятся о производителях, но за счет регионов, за счет наших налогов. Как говорится, у кого больше прав, тот и прав. Однако мы твердо намерены добиваться установления более справедливых отношений в этой сфере.

Положительный момент

— Довольно неожиданным заявлением успокоил россиян глава Министерства экономического развития РФ Алексей Улюкаев: «Если ваши доходы и расходы рублевые, вам должно быть абсолютно все равно, какой там курс…»

Неужели все равно?

— Министр, видимо, высказался с той точки зрения, что если вы получаете зар-плату в рублях и в рублях ее тратите, то вроде бы все равно, сколько доллар стоит. Но взлетевший курс иностранной валюты влияет и на цены.

Впрочем, вижу и положительный момент, который, возможно, проявится не сразу, — это серьезная поддержка агропромышленного комплекса. Встречался с руководителями ряда хозяйств — они уже начинают ощущать, что доходы подрастают. Всё жаловались, что закупочные цены низкие, а сегодня переработчики уже начали ходить за сельхозпроизводителями.

Стратегию не меняем

— Владимир Александрович, в столь сложной экономической ситуации не будет корректировки в сторону понижения основных показателей, заложенных в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года?

— Когда грянул кризис 2008 года, мы вынуждены были отойти чуть-чуть от ориентиров Стратегии по ряду показателей. Но к 2014 году не только наверстали, но и перекрыли отставание.

Допускаю, что сегодня по отдельным показателям у нас может произойти на промежуточном этапе снижение. Но в конечном итоге цели, поставленные в Стратегии, должны быть выполнены.

Николай РЯЗАНОВ.