Зыбку с люлькой не перепутают
В селе Суворове о вековых народных традициях никогда не забывали. В праздничные дни здесь звучат песни и припевки, возраст которых далеко за сотню лет — сегодняшние старики слышали их еще от своих прабабок. А на этнофестиваль «Цветущие вершины» сюда съезжались друзья со всей страны. Собиратели и хранители народных традиций в Суворове — ансамбль «Чекуры», созданный при сельской школе. Чекуры — по-местному цветы мальвы, хотя зачастую этим словом называют и любые другие цветы. Областное министерство культуры присвоило детскому коллективу почетную категорию «Народный (образцовый) самодеятельный коллектив».
Создатель и руководитель ансамбля учительница словесности Суворовской школы Ирина Барсукова рассказывает:
— Фольклором и этнографией занимаемся давно. Изучаем народные обряды, обычаи. Пишем с детьми исследовательские работы по фольклорной тематике. Ребятам это очень интересно, они хотят знать, как жили люди в окрестных селах до них. Фольклор стал лицом нашей школы. Созданный учителями и учениками этноцентр уже носит статус общерайонного, поэтому мы широко сотрудничаем с другими школами. И чувствуем немалую поддержку руководства района и жителей.
Свой репертуар «Чекуры» полностью строят на местном фольклоре. Здешних песен, частушек, припевок, игр и обычаев хватит на многие годы выступлений. Ребятам удалось создать богатый аудио- и видеоархив. Они понимают, что старшее поколение уходит и уносит с собой то, что знает и помнит. Но пока еще многое можно сохранить.
Самой «возрастной» бабушкой, с которой удалось пообщаться, была столетняя сказительница и певица. Многому научили фольклористов и смирновские долгожительницы: и поют, и сказок много знают. Ребята говорят об этом — «голоса ушедшего века».
Собирают «Чекуры» не только фольклор. Изучали, например, историю местных родников, записывали легенды об их возникновении.
Бывают в экспедициях и другие интересные находки. Чего стоит один только старинный ткацкий станок для школьного музея. Ребята у его прежней владелицы — бабушки Любы Маловой — даже ткать научились. Так что теперь этот станок не просто музейный экспонат, а рабочий инструмент.
Юные этнографы стали отлично разбираться в предметах старины, зыбку с люлькой не перепутают. Да и костюмы способны сшить себе сами.
Конечно, без помощи таких же энтузиастов дело не обходится.
— У нас хорошие друзья-консультанты из Нижегородского музея архитектуры и быта, — делится Ирина Владимировна. — Без них поначалу мы не смогли бы сшить костюмы достаточно достоверно. Они приезжают, подсказывают — мы учимся. Спасибо и другим фольклористам. Например, музыканту и исследователю Андрею Харлову, который с 1970-х годов собирает фольклор в Дивеевском районе. Пользуемся и его песенным материалом.
В селе теперь мало кто из молодежи увлекается компьютерными «стрелялками», здесь любят подвижные игры на свежем воздухе. Салками, лаптой или чижом ребятню не удивишь, они сами могут назвать с десяток старинных игр, в которые играли их прадеды.
Игра в «барахи», родившаяся полтысячи лет назад и бытовавшая только в Суворове, с недавних пор стала популярна по всей стране, уже и чемпионаты проводятся. Она похожа на катание пасхальных яиц, но играть в нее можно круглый год. А когда нужно вовлечь в компанию ребят разных возрастов, играют в «дударя», где требуются ловкость и чувство юмора.
Изюминкой коллектива является изучение, реконструкция и исполнение старинных плясок Нижегородской области.
Парни из «Чекуров» показывают на своих выступлениях муж-скую боевую пляску и игры воинов, например в «камешки». Задача — стряхнуть с руки соперника камешек своей ногой. Тут нужны точная координация, гибкость, быстрая реакция. Все то, что важно для воина. А такие тренировки были ежевечерними, поэтому каждая деревня могла выставить большой отряд защитников.
На концертах многие мужчины охотно выходят поиграть с мальчишками из «Чекуров», но сбить камешек с их тренированных, хоть и детских рук ой как непросто!
Богатырские игры — это способ увлечь фольклористикой и этнографией многих парней. По словам участника коллектива Евгения Барсукова, они стали очень популярны среди его друзей.
— В ансамбле нам нравится. Это ведь и кругозор расширяет, — рассказывает Женя. — Мы объездили почти всю область с экспедициями и концертами. Выступали в Питере, Казани. Многому научились. В экспедициях каждый должен уметь и общаться, и разную работу делать. Кстати, людей с навыками старинного боя найти потруднее, чем помнящих песни. Но все же удается. Реальный русский бой близок к «казачьему прикладу».
Для педагогов же и родителей особенно важно то, что благодаря увлечению у ребят выработался особый характер, который ведет их по жизни.
— Заметила по своим выпускникам: когда наши артисты уезжают из села, они не ломаются, а остаются людьми добрыми по духу, — говорит Ирина Барсукова. — Даже не связав дальнейшую жизнь с фольклором, все равно остаются активными, неравнодушными людьми. И не стесняются родной культуры.
Александр КУРИКОВ.