Posted in Промысел
17.02.2011

В деревне без валенок никуда

 

— Одну пару только за два дня скатаешь! Сначала щиплешь шерсть, потом на шерстобитку везешь. Затем настилаешь полки — раскладываешь шерсть слоями на холсте, кладки трешь — делаешь утолщения на месте подошвы и будущего носа сапога, чтобы в этих местах было плотнее. Ладишь поверх выкройку да и складываешь по ней сапог. Но это еще не все, ведь будущие сапоги надо стирать!

Стирня — домик, в который относили валенки, — еще стоит в огороде другого будилихин- ского каталя — Сергея Ивановича Анкудинова. Два года, как он не занимается «валяным» промыслом для заработка, однако селяне до сих пор несут ему в ремонт сапоги, им же когда-то сделанные. Подшить, голенище растянуть — тоже дело хитрое.

— Вот они, распорки, — достает Сергей Иванович с печи валенок с вставленными в него деревяшками. — Только сапог сначала распаривают в печке. Сами-то валенки, когда катают, огромные! Потом замачивают в купоросной кислоте да аршином уминают. Прочные становятся, мягкие, садятся по ноге. Никакие казенные сапоги с ними не сравнятся!

Много заказов выполнили за свою жизнь оба мастера. В деревнях по всему району и за его пределами по сей день носят их валенки и чесанки. Тот никогда с ними не расстанется, кто оценил, насколько удобно и тепло ноге в катанке.

Сейчас для каталей время трудное. В Кантаурове Борского района закрыли шерстобитку — где чесать шерсть? Овец держать меньше стали, многие забыли, как шерсть щипать. Да и валенки валять стало невыгодно — себе дороже.

Только разве заменят самые качественные валенки фабричного изготовления самодельные чесанки — легкие, хранящие тепло рук каталя?

Наталья УТКИНА.

Фото Сергея ТОКАРЕВА.

Воскресенский район.{jcomments on}