Посадили в автобус на 9 и 11 лет
На буксире за трактором
Подвозят учеников семь «ГАЗелей» и три автобуса «ПАЗ». Микроавтобусы не все новые, многие ходят по пять и более лет, но опытные водители за ними постоянно следят, поэтому машины пока не требуют большого ремонта. Договоры на техническое обслуживание с местным автопредприятием имеются. Теплых гаражей у шоферов практически нет, работают в холодном помещении или под открытым небом. Дети садятся в холодный автобус – салон не успевает прогреваться. В сильный мороз мотор просто не заведешь. Получают водители, кстати, зарплату-минималку с небольшими доплатами, хотя преодолевают в день по 150-170 км. Истинные подвижники!
Теперь о дорогах. В большинстве своем ремонта они не видели по 20 и более лет, со дня строительства. А снегопады и метели сразу же превращают их в бездорожье. Выпавший 3 и 6 декабря снег засыпал сельские дороги, и сразу же для деревенских школьников наступили кратковременные каникулы. Из 200 учащихся единицы сумели попасть на занятия. Водители из сел Лопатино и Саврасово все же рискнули отправиться в рейс по бездорожью и доставили детей в школу, буксируя автобус трактором.
3 декабря дороги не были прочищены в Разинской, Лопатинской и Маломамлеевской зонах. 6 декабря дороги в районе не чистились нигде. Были сорваны 10 рейсов пассажирского автопредприятия по маршрутам района. О каких школьниках может идти речь? Срывы занятий в первую декаду декабря из-за бездорожья были в Шандровской, Маломамлеевской и Большемаресьевской школах. Очередной снегопад в конце декабря – и школьники Перемчалок, Владимировки, Пичингуш, Новоселок, Мерлиновки и Большого Мамлеева существенно опоздали к началу занятий. Гололед 27 декабря – и школьников Красной Поляны, Никулина и Чиргуш нет к началу занятий. И это все за один зимний месяц!
Как начался январь? Отдыхай, школьный пассажир! Нет проезда в Елфимовскую школу из трех сел. В результате у приезжих школьников появились дополнительные каникулы – 13 и 14 января. Шоферы жалуются: автотрассы в снежной каше, очень скользкие и опасные: они не видели песко-соляной смеси. А между деревнями они, как правило, в один след – со встречной машиной не разъедешься. Даже федеральную трассу Нижний Новгород – Саранск дорожники чистят плохо, за что и были в декабре вполне заслуженно оштрафованы. Что же говорить о деревнях?
Россия – не США и не Европа, с которых у нас многое копируется. Там нет бездорожья, а учеников в автобус сажают около дома и подвозят прямо к школьному крыльцу. Надо обеспечить это, тогда и начнем спокойно обсуждать проблему укрупнения сельских школ.
И на елку опоздали
А как дела с внеклассными мероприятиями? Попадали ли на них приезжие ученики? Как могут, выкручиваются здесь педагоги. В Саврасове часть школьников привозят первым рейсом рано, почти за час до занятий. В это время и начинают для них факультативы, кружки и спортивные секции. В Елфимове для внеклассных мероприятий определены вторник и четверг. В эти дни детей дольше задерживают в школе. В лукояновской школе № 1 стараются привозить детей на большие внеклассные мероприятия. Но не всех. На спортивные соревнования, например, везут только спортсменов. Болельщики из приезжих на такие мероприятия не попадают. Все школы возили детей на новогодние елки. Но детишки из Малой Поляны, например, на свою елку в Елфимове из-за бездорожья опоздали…
Давайте не будем кривить душой: для большинства «кочующих» детей двери на вечера, утренники, соревнования, праздники закрыты. И если родителям недосуг, воспитывать девчонок и мальчишек будет улица.
А что со здоровьем?
Заместитель директора лукояновской школы № 1 Надежда Александровна Дядякина рассказывает:
– Возила детей в автобусе на экскурсию. Многим из них в дороге плохо. Просятся сесть вперед, но всех туда не усадишь. И хотя раздала все таблетки от тошноты, детишки вылезали из автобуса бледные, зеленые… Сопровождающая детей учительница Саврасовской школы Елена Викторовна Федорушкина раздает детям в автобусе конфетки, а самую слабую девочку сажает вперед. Представьте себе, что ей так ездить придется 9 или 11 лет!
Холодный автобус зимой, гарь, пыль летом, осенние дожди, завтраки и обеды не по режиму, каждодневный стресс, особенно для маленьких, – как все это влияет на детское здоровье, объяснять не надо.
Деревня – Золушка в стране
В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. В послереволюционной разрухе в селе учили не только детей, но и взрослых в «ликбезе». Никому и на ум не пришло закрыть школы в годы Великой Отечественной войны. Моя мать, всю жизнь проработавшая сельской учительницей, рассказывала: в войну тетрадей не было, и ученики писали на чистых полях газетных страниц. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? Стала бедна мудростью бухгалтеров в министерских креслах? Кому рубли затмили гуманизм, элементарное уважение и почтение к простому человеку, деревенскому в особенности?
Руководители на местах тоже не понимают смысла массового закрытия сельских школ. «Однозначно отрицательно» относится к этому, например, глава администрации Лукояновского района Виктор Аганин. От закрытия и объединения сельсоветов он тоже видит пока только одни минусы. А глава местного самоуправления Большеболдинского района Владимир Кочетов прямо на совещании спросил зал: «Кто встает в шесть утра?» Поднялось несколько рук. Даже взрослые спят дольше! А первоклассник должен вставать ни свет ни заря каждый будний день. О каком здоровье при этом может идти речь?
За два последних года только в одном Лукояновском районе закрыто 12 сельских школ. В области 52 района. Представьте, сколько ребятишек вынуждены в автобусах по снежным заторам мотаться. И трагедия продолжается. Губительное подушевое финансирование продолжит свое черное, позорное для великой страны дело. Вот в чем беда.
Председатель СПК «Ушаково» Гагинского района Владимир Ежов, бывший депутат областного Законодательного Собрания, вспоминает:
– И в 2000 году предлагали нам ввести подушевое финансирование сельских школ. Но депутаты дружно отвергли это предложение как губительное для села. А сегодня это прошло легко. При закрытии школы из деревни Большая Уда сразу же уехали три доярки с детьми. И квартиры не пожалели, бросили, поселились в Кстовском районе в общежитии. Закрытие школ на селе ныне – одна из главных бед.
У кого школу отняли? У самого безропотного – деревенского паренька. Он и так многого лишен: в селе нет ни музеев, ни катков, ни Домов творчества, ни театров. Кроме телевизора и прекрасной окружающей природы, у него ничего нет. Школа в какой-то мере компенсировала все это. А с чем теперь остались тот паренек и его приятели?
В деревнях, где было по 5-6 учеников, школы всегда постепенно закрывались. Но почему закрыли прекрасную большую школу в Новоспасском Починковского района, где училось 27 человек? Почему опустело двухэтажное кирпичное здание школы в Пермееве Большеболдинского района, где учились 52 ученика? Сколько же «ГАЗелей» для школьников там потребуется? Они даже в четыре все не войдут!
А какими успешными были школы с небольшими классами! Городские преподаватели мне говорили: «В классе, где 3-5 учеников, работают не учителя, а репетиторы. Здесь можно говорить об индивидуальном подходе к ребенку».
Нет, не зря президент Дмитрий Медведев на одной из встреч с чиновниками предостерегал в отношении закрытия школ на селе.
Надо прекратить губительный для села процесс, остановить, наконец, массовое закрытие сельских школ и срочно исправить ошибку, пока еще не поздно.
Взгляд науки
В США, оказывается, тоже есть муниципальные малокомплектные школы. Там их не закрывают, а открывают. Называются они в переводе на русский «однокомнатные». Так вот, по данным американских исследователей, однокомнатная школа дает особое качество образования. Статистика показывает: среднее качество образования в такой школе выше, чем в обычной большой школе. В малокомплектной школе формируются отношения семейного типа, которые, по мнению ученых, очень ценны и которые ничем не заменишь.
Вместо комментария
В Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 года одной из приоритетных задач названо «стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность». Это с одной стороны. С другой — за последние 16 лет в России закрыто 12 тысяч сельских школ. Что по этому поводу думают граждане, известно. А вот как оценивают ситуацию представители власти?
На встрече президента Рф Дмитрия Медведева с губернатором Валерием Шанцевым 15 декабря 2010 года в Горках при обсуждении реализации в нашем регионе проекта «Здоровый ребенок» губернатор обратил внимание руководителя страны на проблему малокомплектных школ. «Когда школа уходит из села — это трагедия для села», — подчеркнул Валерий Шанцев. Дмитрий Медведев дал свою оценку, сказав, что с исчезновением школы село деградирует или исчезает. «Я всегда предостерегал правительство от механического отношения к малокомплектным школам. В ряде случаев от них просто не уйти. Я дам поручение, чтобы и Минфин, и Министерство образования к этой проблеме отнеслись более внимательно и более дифференцированно», — высказал свое мнение президент.
(Информация с официального сайта президента РФ.)
Александр КРЫЛОВ.
Фото Глеба АСЯЕВА.
{jcomments on}