Posted in Благовест
19.08.2014

Одинокая река

В майском выпуске “Краеведа” мы отправились в путешествие по Воротынскому району к озеру Малое Плотово. Судя по откликам наших читателей, путешествие это понравилось. Провожатым  у нас был доцент Нижегородского педагогического университета, кандидат философских наук Леонид Николаевич КАЗНИН. Сегодня он предлагает нам оказаться в тех же местах, только на речке Дорогуче. Согласны? Тогда в дорогу!

 

Забыть невозможноСколько ни странствуй по свету, где ни пускай жизненные корни, все равно наступит время, когда появится у человека непреодолимая и необъяснимая тяга к тому месту, где он родился, где прошло его детство, где стоял отчий дом. Разумом человек понимает, что, кроме заброшенного погоста, там ничего не осталось, но сердцу не прикажешь, не отпускает его родная сторона, и все тут.

Кому-то по ночам снится речка Дорогуча, музыкой слышится шум заволжских лесов, манит, зовет…

С конца прошлого века почти каждое лето собираются на Троицу или по договоренности на высоком берегу красавицы речки Дорогучи те, кто когда-то здесь жил. В этот день все работают на погосте: прибирают могилки, красят оградки, кресты и металлические памятники. Места захоронения тех земляков, у которых нет в живых близких, не остаются без присмотра. Ведь люди жили в поселке Дорогуча как одна семья.

В ближайших планах у мужчин огородить погост забором, который сгорел летом 2010 года. После наведения порядка на кладбище люди расходятся по родным местам, чтобы побыть у заросшей крапивой поляны, где когда-то стоял родительский дом, дотронуться до дерева, посаженного дедом или отцом.

Первый раз мне пришлось встретить дорогучинцев на родовом месте в Троицу 1998 года, во время лесного путешествия.

Вечером на живописном берегу реки Дорогучи, где когда-то стоял поселковый клуб, зажегся костер, который горел всю ночь, и все пели песни под виртуозную игру на гармошке Володи Глазкова.

Видеокамера запечатлела открытые, красивые, добрые лица собравшихся. Но нет уже в живых братьев Кузнецовых, наделенных от природы интеллигентностью, Леши Малышева, внешне и внутренне красивого человека, вечного труженика Михаила Елагина и многих других. Но остались они живыми в видеопамяти.

Откуда вы родом?Слово Дорогуча можно толковать как дорогой ручей. По одной версии, услышанной от местных жителей, рыба весной поднималась с Волги на нерест в верховья лесной речки, и каждый старался занять себе место порыбнее, подороже.

Другая легенда гласит, что название свое река получила из-за того, что местные старатели мыли на ней золотой песок, который называли земляным маслицем. Возможно, название Дорогуча произошло от слова «дорога». Речная дорога, а почему бы и нет?

То, что это место притягивает человека, не сомневайтесь. Посмотрите на фотографию реки Дорогучи, сделанную в районе бывшего поселка, и станет понятен магнетизм этих мест. Человеку при виде такой красоты кажется, что он попал в царство Берендея.

Сегодня Дорогуча — един-ственная в Нижегородской области река такой протяженности, на которой нет ни одного населенного пункта. Хотя в послевоенное время, кроме большого поселка лесозаготовителей Дорогуча с восьмилетней школой, сельским клубом, поселковым советом, столовой, пекарней, медпунктом и несколькими магазинами, на реке было около десятка хуторов и кордонов: Верхняя Дорогуча, Безрыбное, Сестры, Мирской Пикет, Зеленная, Переезд, Заведение, Губинский кордон…

Голоса людей, детский смех, пение петухов, лай собак – все это было на реке. Ушел человек с Дорогучи. Кто теперь вспомнит, кроме родных и близких, пасечника и печника Савелия Избиенова, лесника Аркадия Горянова, охотников братьев Череповых, крепкую семью Маловых и десятки других славных людей, живших на этой реке?

Все живое временно в этом мире, но не красота природы, пейзажи этих мест.

Тракт и ямыНачалом реки Дорогучи считается ручеек, вытекающий из Камского озера. Когда разрабатывали торфяники, истинный исток реки весь перепахали, и найти сейчас его трудно. Протяженность речки от истоков до впадения в Волгу — 77,8 километра.

По данным специалистов, Дорогуча – молодая река, ведь она течет по поверхности земли, которая образовалась около 250 тысяч лет тому назад.

По архивным документам, урочище Дорогуча упоминается впервые в ХVIII веке как ямская станция под названием Дворики. Дорогучинская яма входила в конно–почтовую линию России. По всем линиям были установлены через 25 верст ямы (станции), на которых находилось необходимое для отправления службы количество лошадей и ямщиков.

Ямская система сообщения была заимствована русскими от монголо–татар и просуществовала до конца ХIХ века.

В середине ХIХ века о дорогучинском тракте писал Н. С. Толстой в своей книге «Заволжская часть Макарьевского уезда Нижегородской губернии», вышедшей в 1859 году в Московском университете.

В это время дорогучинский тракт соединял село Воскресенское на реке Ветлуге с уездным городом Макарьевом на Волге.

В Первую мировую войну воинское начальство вспомнило о необходимости дорогучинского тракта. По нему призывники поветлужских сел и деревень Макарьевского уезда должны были прибывать в воинское присутствие для отправки в действующую армию. Кроме того, необходимость восстановления тракта объяснялась и важностью поставок для фронта лошадей и фуража к волжским пристаням.

Дорогучинский тракт восстанавливали пленные австрийцы: прокладывали новые гати через болота, ремонтировали мосты через лесные речки. Военнопленные работали и в правобережных помещичьих имениях. Никто пленных солдат, работавших в заволжских лесах, не охранял. Эти места еще шереметевские крепостные крестьяне называли «Волжской Сибирью». Да и куда было бежать – кругом непроходимые болота. Пленные жили постоем в окрестных деревнях, в казенных лесных бараках на хуторе Культей и в Дорогуче (Дворики). Местные жители, по душевной доброте, сочувствовали их подневольному положению и помогали чем могли. Многие из них были православного вероисповедания – сербы, словаки. Женщины жалели их, называли бедненькими, несчастными.

Память о старцахИнтерес вызывает описание Н. С. Толстым жизни «в лесах, соседних к селу Головины и дорогучинскому тракту, старцев-отшельников». Старцы жили в труднодоступных местах на гривах, возвышающихся посреди непроходимых болот, в избушках (кельях) или в землянках. Отшельники имели возле жилья огородцы
(две-три грядки овощей). Пока были в силе, ловили рыбу вандами, вершами и неретами в ближайших озерах и лесных речках. Главным средством их пропитания были грибы и ягоды. Иногда, в тяжелое время, скудную пищу им доставляли близкие по вере люди, сохраняющие в строгой тайне место уединения. Эти одинокие лесные отшельники-труженики пользовались большим почитанием в округе. Заволжский народ верил в их святость и заслуги перед Господом. И сегодня во многих левобережных поселениях хранят память о старцах.

Пробился я все-таки неведомыми лесными ходами к местечку, где много десятков лет тому назад жил старец Нифан. Вначале маршрут лесного путешествия привел меня в старообрядческое село Орехи, в 12 километрах от села Нестиары, вблизи озера Изъяр. По карте до заветного места было еще около 5 километров, но найти самостоятельно ведущую туда тропинку было немыслимо. Особенно после пожара 2010 года, беспощадно прошедшего по Заволжью. Чужих (мирских) людей старообрядцы встречают настороженно. Ситуацию спасло то, что в селе случайно нашлись род-ственники знакомых. Они отыскали мне проводника — старика соседа Александра Николаевича Корнева. С Божьей помощью мы добрались до места.

Деревянное строение на болотной гриве, где жил когда-то старец Нифан, сгорало несколько раз. Название болота — Паленки — говорит само за себя. Перед бедой жители уносили иконы в село. Спустя какое-то время на сгоревшей пустыни вновь появлялись домик, колодец и крест на могилке старца. Тропинка, идущая от села к святому месту, выложена в два ряда толстыми досками. Иначе в сырую погоду через болото пройти невозможно. Бывший председатель мест-ного колхоза Иван Николаевич Чибисов, сам из старообрядцев, разрешал по праздникам отпускать на складе по нескольку досок на тропинку к старцу. Вера предков оказалась сильнее атеистической идеологии.

Во время Великой Отечественной войны многие организации работали на лесных делянках района Дорогучи. Крупное предприятие Военстрой специализировалось на авиационной сосне, идущей на изготовление деревянных деталей для легких самолетов типа У-2. Для этой цели вырубались целые участки реликтовых деревьев возрастом старше 200-300 лет. Лучший лес шел для фронта и победы.

Временем расцвета поселка Дорогуча были 60–70-е годы прошлого века. На лесозаготовки, подсочку, сбор живицы приезжали сюда десятки завербованных людей из разных районов области. Заработки были высокие. Жильем людей обеспечивали. Те, кому приглянулись эти места, строили соб-ственные дома. Финансовую помощь оказывали леспромхоз и лесхоз. Люди вставали на ноги: держали коров, свиней, овец и другую живность, обзаводились огородами, покупали мотоциклы. Дичь, рыба, грибы и ягоды были под боком. Дорогучинский лесопункт по праву был лучшим в Михайлов-ском леспромхозе.

* * * В 1972 году лесные пожары положили начало закату поселка Дорогуча. И потек людской ручеек с насиженного места в дальние и ближние края.

В 1980 году сгорел на Дорогуче последний орсовский магазин и с ним надежда оставшейся части жителей дожить свой век здесь.

С тех пор опустели берега Дорогучи.

Но каждый человек, потерявший малую родину, никогда не забывает о ней. Без нее мир становится неполным.

Леонид КАЗНИН.

Воротынский район.