Posted in Семья
12.08.2014

Не обижаясь на судьбу

Без авто как без рукРегистрация брака ничем не отличалась от обычной, но жених не мог самостоятельно поставить подпись в акте гражданского состояния. За него это сделал друг в присутствии нотариуса.

— Мы не рассчитывали на такую шикарную свадьбу, — признается Сергей Ходжиогло. — Все организовали загс и администрация города.

Сергей — инвалид-колясочник, его жена Лилия имеет инвалидность I группы. Для кого-то это приговор, чтобы замкнуться в четырех стенах, но только не для них: они активно занимаются общественной деятельностью, объединив вокруг себя единомышленников.

Лилия возглавляет выксун-скую организацию молодых инвалидов «Эдельвейс», Сергей является ее заместителем.

Познакомились они в Интернете. Полгода переписывались, а когда в Выксунском обществе инвалидов освободилось место заместителя председателя, Сергей предложил Лилии попробовать свои силы. Она в ту пору жила в Дивеевском районе и заканчивала педагогический университет. Девушка согласилась на переезд — между ними сразу возникла взаимная симпатия, которая постепенно переросла в большое чувство.

Сейчас у них подрастают дочки: старшей, Насте, полтора года, Лизочке четыре месяца. Девочки совершенно здоровые и спокойные.

— Хотя они еще маленькие, но уже все понимают, — уверен Сергей. — Настя пытается покормить папу, потому что у него болят ручки, а Лиза терпеливо ждет, пока мама по стенке дойдет до нее, чтобы покормить. И не пискнет, даже если голодна, словно знает, что маме тяжело…

Лилия старается обходиться без костылей. Когда выходит на улицу с мужем, держится за его коляску. Со стороны кажется, будто она везет его. Мало кто знает, как тяжело дается ей каждый шаг.

Молодую семью выручает старенькая машина «Ока», но в последнее время автомобиль буквально рассыпается, сгнил кузов, только на ремонт тормозов пришлось выложить аж 7 тысяч рублей. Расходы на машину отнимают практически половину средств и без того скудного семейного бюджета. Социальные пенсии супругов не позволяют даже мечтать о новеньком автомобиле — едва хватает, чтобы прокормить детей.

— Без машины нам нельзя — как добираться в магазин или поликлинику, да и на общественную работу?

В Выксе таксисты, увы, отказываются возить колясочников. А людям с ограниченными возможностями автомобиль действительно позарез необходим.

— Раньше инвалидам выделяли машину, — продолжает Сергей Иванович. — Хотим написать президенту страны, чтобы помог решить эту проблему.

Пусть мечты
сбываютсяВыксунская организация молодых инвалидов «Эдельвейс» находится в центре города. Сейчас в ее составе около 100 человек.

Жизнь в «Эдельвейсе» бьет ключом, талантов не занимать.

— В прошлом году мы выиграли проект «Театр-студия для людей с ограниченными возможностями», — рассказывает Сергей Ходжиогло. — Сначала дело не пошло, но постепенно все наладилось. Скоро будем выступать в Кулебаках и ардатовском доме милосердия. Готовим спектакль по сказке «Репка» на современный лад. Это смешное представление, чтобы поднять зрителям настроение. У нас и на репетициях весело.

Как проходят репетиции, нам, к сожалению, не удалось посмотреть, зато мы видели, с каким азартом эдельвейсовцы готовятся к автопробегу Выкса — Дивеево с посещением дивеевского монастыря и выступлением театра-студии.

В автопробеге примет участие и 12-летний Роман Пужалов. Ему посчастливилось побывать в качестве зрителя на Параолимпиаде в Сочи в составе делегации из восьми человек от Выксунской организации молодых инвалидов.

— Рома из многодетной семьи, его братья и сестры даже завидуют ему — они, здоровые, столько не видели, сколько он, инвалид, — рассказывает Сергей. — Мы решили их тоже взять в автопробег.

Кстати, Роман занимается плаванием и надеется стать участником следующей Параолимпиады — тренер считает, что у него есть перспективы.

Такая мечта и у Дмитрия Полежаева. Он тоже ездил в Сочи и также увлекается плаванием. А в Параолимпийских играх планирует соревноваться в беге. Слушаю его и невольно думаю: как же бегать, когда он передвигается с трудом?

— Я стараюсь ходить уже без костылей, — радуется Дмитрий, словно прочитав мои мысли.

Для 40-летнего мужчины, который не расставался с костылями с шести лет, это действительно достижение. Упорство поможет ему и осуществить мечту.

А еще он, по словам друзей, классный сапожник.

— Мы живем полноценной жизнью. Сейчас, например, я обустраиваю свой дом, — продолжает Дмитрий. — Только вот семьи пока у меня нет. Не встретил еще свою половинку, как Сергей.

Под лежачий камень вода не течетВ соседней комнате девушки занимались рукоделием — вышивали бисером. Здешние мастерицы со своими работами не раз принимали участие в разных выставках.

— У нас творческие люди, — улыбается Сергей Ходжиогло. — Они не хотят сидеть дома, ведь без друзей и общения не будешь чувствовать себя полноценным человеком. Когда общаешься, получаешь эмоции, делишься своим опытом с другими. Мы прошли через насмешки, нам оборачивались вслед и показывали пальцем, а сейчас к нам относятся с пониманием и идут навстречу. Находятся спонсоры, администрация помогла сделать ремонт в помещении.

По словам Сергея, многие из его друзей получили инвалидность из-за халатности медперсонала — недоглядели во время родов или не ту прививку сделали.

— У моей мамы вообще некому было принимать роды — в тот момент медики отмечали чей-то день рождения. Спасибо, что моей жене помогли родить здоровых дочек. А недавно мы все переживали за Артема, который получил осложнение после дорогостоящего укола, едва выкарабкался.

Пока мы разговаривали, без конца звонил сотовый телефон. Кто-то уточнял, в какое время репетиция, другие интересовались, как продвигается подготовка к автопробегу.

Родственники поддерживают все их начинания, стараются помочь. Например, папа Марины Бушуевой делает макеты кораблей и пушек, а к автопробегу приготовил макет гитары.

В конце августа здесь будет работать школа выживания для людей с ограниченными возможностями. Приедут из Москвы специалисты по йоге, психологии. В школе научат обходиться без помощи родителей: самостоятельно готовить, убирать за собой… Жизнь заставляет быть активными — под лежачий камень вода не течет.

Мир спасет
добротаСупруги Ходжиогло живут в кирпичном доме, построенном родителями Сергея. Когда мы приехали, маленькая Лиза сладко спала в коляске, а Настенька ни на шаг не отходила от бабушки — матери Сергея, которая живет вместе с ними.

— Помогаю, как могу, — говорит Галина Алексеевна.

Два раза в неделю приходит девочка-волонтер, чтобы помыть детей.

— У нас много друзей, — улыбается Лилия. — Все стараются поддержать, как-то помочь, пока дочки маленькие. Одним пришлось бы туго.

В нынешнем году они наконец-то провели канализацию. Правда, обошлось это в 50 тысяч рублей — проект пришлось делать за свой счет.

— Крутимся, как можем, — признается Сергей. — Работаю по ночам на компьютере, но это копейки. А в обществе инвалидов мы на добровольных началах. Трудоустроиться инвалидам непросто. Нас неохотно берут на работу, а иногда просто выживают из коллектива. В нашей организации у многих высшее образование, но оно оказалось не нужно. Мы тесно сотрудничаем с центром занятости, и когда появляются свободные вакансии, нам их предлагают.

Лилия — педагог-психолог дошкольного образования. Она тоже хотела бы работать по специальности, когда малышки подрастут:

— Даже не ради заработка — чтобы реализовать себя.

Как ни удивительно, ни от кого мы не услышали жалоб на проблемы, хотя они, безусловно, есть. Чего стоит только найти работу по душе или добраться до нужного места — увы, не все из здоровых сограждан доброжелательны и чутки.

А они искренне убеждены, что мир спасет доброта. И не обижаются ни на насмешки окружающих, ни на судьбу.

— Считаю себя счастливым человеком — у меня интересная работа, хотя и не приносит дохода. Есть настоящие друзья и крепкая семья, — сказал Сергей, провожая нас.

А Настенька долго махала нам ручкой и посылала воздушные поцелуи.

Светлана ГУНДОРОВА.