Огненный полет
С неба на нее падал огонь. Ольга, лежавшая на земле, — ее лицо, руки, грудь были обожжены — перекрестилась и простилась с жизнью. Где-то рядом, тоже опаленные пламенем, упали ее муж, маленькая дочь и пилот аэростата, за секунду до этого рухнувшего на берегу реки. Но тут через мгновение, едва не погребя под собой людей, пылающий воздушный шар снова взмыл в небо.
В это время чкаловские спасатели заканчивали тушить заброшенную баню в селе Вершилове, на противоположном берегу реки Юг. Одна из пожарных машин, находящихся здесь, задействована не была, и ее водитель сидел в кабине. Взглядом он проследил, как над деревьями, пролетел воздушный шар: яркая желто-зеленая сфера и маленькая корзина с людьми. Двигался он кривовато. «Сейчас поедем кого-то спасать», — не всерьез подумал пожарный. К несчастью, так и случилось.
— В тот день я был ответственным по гарнизону, — рассказывает временно исполняющий обязанности начальника отделения надзорной деятельности по Чкаловскому району Евгений Матысякевич. — Спустя десять минут после того, как мы видели аэростат, из диспетчерской службы приходит вызов: люди выпали из корзины, «скорая» уже выехала, а шар взлетел и упал на дом в деревне Тимонькино, дом загорелся. Мы быстро собрались и помчались туда, где начался пожар.
Когда, спустя считанные минуты, спасатели прибыли на место, они увидели почерневшее поле: благо, шар упал в стороне от жилого строения, от него осталась лишь работающая горелка, корзина и синтетическая оболочка исчезли. Трава вокруг горела на тридцати квадратных метрах. Спасатели ее потушили.
На другом берегу Юга, возле деревни Окороково (горящий шар перелетел через реку!), местные жители и рыбаки, ставшие свидетелями воздушной катастрофы, пытались помочь пострадавшим людям. Как нам удалось узнать, одним из первых, кто поспешил к ним, был врач-пенсионер. Все время, пока он старался оказать первую помощь, разговаривал с десятилетней Светой: спрашивал, как ее зовут, сколько ей лет, где учится — пытался вывести ее из состояния шока. Девочка постра-дала меньше других, на щеке ребенка был круглый ожог, отец выбросил ее из горящей корзины прежде, чем выпрыгнул сам. У мужчины обгорели ноги.
Скоро приехала машина сопровождения, следовавшая за шаром все время полета.
На сайте воздухоплавательного клуба, к которому относится пилот — он же и владелец шара, можно прочитать, как обычно проходят такие полеты. Команда воздушного судна встречается с теми, кто хочет испытать приключение, на базе отдыха, расположенной тут же на берегу Юга. После выяснения всех вопросов команда и пассажиры отправляются на внедорожнике с прицепом, в котором находится разобранный шар, на место старта. Собирают корзину, с помощью вентилятора наполняют холодным воздухом оболочку, затем нагревают его горелкой. Аэростат поднимается в воздух, начинается полет. Как написано на сайте, во время него можно и шишку с елки сорвать, и подняться выше облаков. Но в тот майский вечер восторг и романтический настрой сменились ужасом.
В конце полета пилоту предстояло выбрать площадку для посадки и зайти на нее. При слабом ветре в идеальных случаях корзина мягко касается земли и остается на месте. Хуже, если она подпрыгивает вверх и снова касается земли. Но если ветер сильный, корзину может опрокинуть набок и волочить за шаром по земле десятки метров.
Посадка оказалась жесткой. Сейчас, на мой взгляд, сложно утверждать, как все точно происходило дальше, и разобраться в причинах крушения. Скорее всего, это был несчастный случай, которыми нередко заканчиваются экстремальные развлечения. Как нам пояснили в МЧС, видимо, когда пилот пытался приземлиться, шар с силой ударился о землю, его понесло, и, возможно, кто-то из пассажиров, пытаясь удержаться, случайно схватился за шланг, по которому шел газ из баллона, и выдернул его. Произошел взрыв, шар загорелся. Вероятно, пилот, когда случилось возгорание, пытался выключить горелки — горящий шар мог обрушиться прямо на людей.
Очевидцы происшествия видели, как при сильном порыве ветра корзину ударило и прижало к земле, — об этом по телефону рассказал дознаватель чкаловской полиции Николай Трофимов, который с оперативной группой прибыл на место падения и опрашивал свидетелей.
— Сам полет проходил в штатном режиме, — рассказывает помощник нижегородского транспортного прокурора Ольга Финогеева. — Но при заходе на посадку тепловой аэростат попал в нисходящий вихревой воздушный поток. В результате, по предварительным данным, была повреждена газораспределительная система судна и, как следствие, произошло возгорание.
В ходе прокурорской проверки установили, что полет проходил на воздушном судне, выпущенном в сентябре 2009 года и имеющем действующий сертификат летной годности, оно было исправно. Пилот, по словам помощника прокурора, считался законопослушным, летал без нарушений — о своих полетах он всегда уведомлял органы воздушного движения. Но, как сообщили в транспортной прокуратуре, у него было свидетельство пилота с истекшим сроком действия. За некоторое время до трагического полета он как раз отдал его на продление.
— Ространснадзор, куда было направлено дело, принял решение привлечь пилота к административной ответственности, — отмечает Ольга Финогеева. — Права летать без действующего свидетельства он не имел. Будет решен вопрос о возбуждении или невозбуждении в отношении него уголовного дела.
Транспортная прокуратура проводила проверки по другим воздушным шарам, на которых устраивают прогулочные полеты в нашей области. Как стало понятно, любой, имеющий свидетельство пилота, может купить воздушное судно и осуществлять полеты на коммерческой основе, по сути, на свой страх и риск. От несчастных случаев никто не застрахован, поэтому, прежде чем отправиться в захватывающее приключение или подарить кому-то сертификат на романтическую прогулку, лучше десять раз подумать…
Подобрав обожженных людей, машина сопровождения вывезла их на трассу. Сюда же прибыли «скорая помощь» и полиция. Пострадавшим оказали помощь медики, потом перебинтованные, с ожогами, они, чтобы не терять времени, отправились в больницу в Нижний Новгород. Мать и дочь были госпитализированы в ожоговый центр. На лице женщины не осталось живого места. Наверное, перед ее глазами еще долго будет стоять огонь, падающий с неба.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Чкаловский район.Имена потерпевших изменены.
Статистика смертельных приключений
Группа людей, находясь в корзине воздушного шара, наблюдает, как в небе над Луксором горит другой шар: до него несколько сотен метров, клубы дыма охватывают сначала корзину, потом оболочку, та быстро сжимается, и пылающая конструкция камнем падает на землю с трехсотметровой высоты. В той катастрофе в Египте погибли около 19 человек. Эта трагедия произошла в прошлом году.
Тогда местные власти приостановили полеты, а семьям пострадавших были обещаны крупные выплаты. После проверок всех аппаратов было заявлено, что причиной катастрофы стала неудачная конструкция воздушного шара. Через пару месяцев полеты туристов возобновили. Прибыльный бизнес не может терять деньги. Удовольствие прокатиться стоит обычно 200-250 долларов с человека. Учитывая, что в корзину шара помещается до 20 туристов, за день набирается хорошая выручка.
Спустя несколько месяцев в Турции произошло похожее происшествие, но с меньшим количеством жертв. В небе столкнулись два шара, один из которых получил повреждения и начал падать. В той аварии тоже погибли люди, многие были ранены.
Как правило, причина аварий в неисправности топливной системы, подающей газ, который нагревает воздух, наполняя им шар. Если начинается неконтролируемое горение, есть большой риск возгорания конструкций аппарата, который при малейшем повреждении легко теряет управляемость.
Очередное падение снова в Луксоре: аппарат пролетает над Нилом, очевидцы в шоке наблюдают, как корзина, окутанная дымом, едва не падает в воду, но потом выносит пассажиров на берег.
Несмотря на уязвимость конструкции воздушного шара, этот вид развлечения считается одним из самых безопасных, если сравнивать с другими воздухоплавательными путешествиями — типа парапланов и парашютов.
Подняться в небо подобным способом мечтают многие, а экзотическая церемония бракосочетания на воздушном шаре — и вовсе одна из популярных услуг во многих странах, которая, впрочем, также не всегда завершается благополучно. США, Сан-Диего, компания гостей вместе с молодоженами терпит бедствие. Корзина ударяется о землю, но, по счастью, все живы, лишь один пассажир с незначительными травмами вынужден был обратиться к врачу.
Впрочем, все эти случаи вовсе не пугают туристов, судя по количеству желающих прокатиться по воздуху. Специалисты при этом поясняют, что все дело не в способе передвижения, а в качестве оказываемых услуг. Владельцы аэростатов часто используют старое оборудование, стремясь заработать на пассажирах и сэкономить на затратах, что в итоге приводит к крушениям. И потому тур-операторы настоятельно рекомендуют отдыхающим пользоваться услугами только проверенных и сертифицированных фирм, с которыми на постоянной основе работают туристические компании. Это обычно стоит чуть дороже, но зато более безопасно. Хотя…
(Материал с сайта «Вести ФМ».)