02.07.2014

Чем заслужено доверие у Китая и Нигерии?

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия на рынке образования стремится выйти не только на Восток, который традиционно является партнером России, но и предложить свои услуги европейским соседям. Например, сейчас заинтересованность начали проявлять страны Балканского полуострова — Сербия, Румыния, а также близкая к ним Турция. Хотя, безусловно, по-прежнему основными партнерами остаются восточные государства, и в первую очередь Китай.

В вузе восемь факультетов. Один из наиболее востребованных — экономический. Его выпускники с успехом работают как в сфере бизнеса, так и в органах государственной власти. Но интересны слушателям и другие направления. Например, студенты из Иордании учатся на ветеринаров. Факультет перерабатывающих технологий тоже стал пользоваться ощутимым спросом.

Надо сказать, что центр международного образования и сотрудничества НГСХА готовит иностранных студентов не только по специальным дисциплинам, но и обучает русскому языку в форме дополнительного факультета. После такой подготовки студент может без труда поступить в какой-либо понравившийся российский вуз, если по тем или иным причинам его не устроит профильная программа сельхозакадемии. В планах довести число слушателей этого дополнительного факультета до 50-70 человек.

— Экономические и инженерные направления нашего вуза завоевывают все большее количество желающих приобрести эти специальности, — вступает в разговор директор центра Лолита Биктеева. – Особенно активны здесь страны ближнего зарубежья. В частности, Туркмения. Впрочем, география уже достаточно широка, и у нас учатся студенты даже из таких экзотических государств, как, скажем, Республика Кот д’Ивуар, или по-другому Берег Слоновой Кости, а также Ганы, Нигерии и Туниса. Несмотря на то, что Африка климатически очень отличается от нашей области, какие-то общие точки соприкосновения в сфере сельского хозяйства, конечно же, есть. Среди таких можно назвать отрасль мелиорации.

В перспективе сельхозакадемия рассчитывает на 100-150 иностранных студентов. Речь идет не только о тех, кто поступает в частном порядке на платной основе, но и о молодежи, которая направляется к нам в рамках государственных программ по международным соглашениям. Любой иностранный гражданин, узнав по различным каналам о вузе, может подать заявку и, получив приглашение, оформить визу именно в этот вуз, чтобы приехать сюда учиться.

Сведения об академии и конкретно о центре международного образования и сотрудничества выложены на специальном сайте. Большую информационную помощь оказывают посольства РФ за рубежом, иностранные консульства в России и организации-посредники.

При насыщенном и конкурентном мировом рынке образования вуз все же пользуется спросом. Чем объясняется этот интерес? Во-первых, чуткое отношение к абитуриентам любой национальности со стороны преподавателей создает позитивную и доверительную атмосферу, в которой иностранцы чувствуют себя комфортно. Во-вторых, в академии сразу же отказались от языка-посредника, на котором ведется обучение, потому что это требует двойного перевода и затрудняет усвоение программы. Иностранные студенты независимо от языковой группы говорят здесь только на русском. Такой подход требует, конечно же, гораздо больше сил и времени, но он себя полностью оправдывает. Ну, и в-третьих, что немаловажно, российское образование гораздо дешевле, чем, скажем, американское или европейское. К нам едут не самые обеспеченные представители иностранных государств, поэтому соотношение цены и качества их очень устраивает. Если в США или Великобритании высшее образование сводится к узкой специализации, то у нас любой вуз дает широкую базу знаний во многих областях, что расширяет практические возможности выпускника.

— Мы работаем не только в образовательной сфере, но и занимаемся научными проектами, — продолжает Лолита Рафаиловна. — К примеру, ту же Сербию очень интересуют наши разработки в области выращивания и использования ржи. Недавно посетивший нас посол Ирака консультировался о нюансах закупок российского зерна и о технических тонкостях строительства зерносушилок.

Ценно то, что таким образом происходит обмен, ведь и у зарубежных коллег есть много практической информации, которую можно использовать в научных исследованиях. К примеру, Чехия, имея многовековые традиции пивоварения, готова делиться с нами своими профессиональными секретами. Для приобретения практических навыков нижегородские студенты и преподаватели приглашаются на стажировку за границу. Соответственно, и иностранные вузы направляют с этой же целью к нам своих слушателей, поэтому обмен происходит еще и на таком уровне.

Заинтересованы зарубежные партнеры и в подготовке специалистов с ученой степенью, что дает предпосылки для создания в сельхозакадемии магистрата для иностранных граждан, и это еще одно перспективное направление развития вуза.

Андрей ДМИТРИЕВ.