Posted in Благовест
02.07.2014

Варнава с Красной горы

Это были сказки для взрослых, очень похожие на сказки для маленьких. Только нам сказки читали, а взрослые помнили их наизусть и молились ликам, пристально смотрящим с икон сквозь налет лампадной копоти.

Но оказалось, что святые были реальными людьми, деяния их были вполне ощутимы и дошли до наших времен. А благодарная память потомков увековечила их земной путь в писаниях. Более того, это были исторические персонажи, от которых шел отсчет земного времени, свершившихся некогда событий.

Так произошло и с преподобным Варнавой, монахом из северного Великого Устюга, посланным объединять земли Руси. Трудное это было время. Войско хана Батыя зорило города, «мор велик» опустошал селения. Только в лесных землях хоронились люди. Их и надобно было в православную веру привести, чтобы силой и жизнью землю наполнить.

Задумав однажды, мы прошли великой дорогой Варнавы Ветлужского. Не такой уж и длинный оказался сегодня этот путь. И до сих пор, хоть и обжиты те места, но глухоманны, далеки от магистралей и крупных городов. Ветлуга и сейчас остается для них речным проселком.

Много путаного в писаном житии Варнавы Ветлужского. Историки не могут увязать даты, сопоставить события. И выходит, будто жил Варнава больше человеческой жизни.

Долго он добирался от Великого Устюга до Красной горы на Ветлуге. Посчитать, так годы. И в полон к язычникам попадал, и жизнь его на волоске висела, но все равно упорен в деяниях был. Рубил сам деревянные храмы, обращал язычников в православную веру, а вокруг храмов жизнь начинала возрождаться да крепнуть.

Ветлужские села Воздвиженское, Богородское, Рождественское, Верхнее Воскресенское рождением ему обязаны. Заметим, ни одно название в веках не стерлось и не забылось. Даже в период повальных волевых переименований их не тронули. Ну разве что Верхнее Воскресенское стало городом Ветлугой, но это деяние легко оправдать: на реке Ветлуге три поселения с именем Воскресенское – тут и запутаться можно.

Помнится, когда мы подъезжали к Великому Устюгу и из-за Сухоны открылся город на горе, все так и ахнули. Гора-то варнавинская, будто ее сюда перенесли. Ну, точно такая же красная глиняная осыпь к реке, глубокий овраг гору режет, и сосны ее густо укрывают. А когда узнали, что устюжане эту гору Красной зовут, то удивлению предела не было.

Образ горы той, что видел монах на Сухоне, и стал маяком для его пристанища на Ветлуге. И первейшее дело было привычным: келью рубить и часовню ставить.

Авторы, писавшие его житие, отметили, что в то время «возрастом он был высок, сединами благолепными и брадою изрядно украшен, саном иерей, нравом зело благопотребен».

Подметили они и то, что лютые звери при нем смирели, «он же хождаше между ними, аки между скотами».

Рацион питания его был весьма скуден: «былье и вершье дубовое».

За 28 лет его жизни на Красной горе о нем прознали, путники навещали его охотно, был Варнава «в словесах сладкоглаголив и всякими добротами духовными украшен».

Возвращаясь из Великого Устюга, мы прихватили с собой камень с берега речки Сухоны, который и был заложен в основание воздвигнутой на варнавинской Красной Горе церкви.

Но не это было главным. Мы тогда поняли, что тайну Варнавы Ветлужского еще предстоит раскрыть. Житие его уже кажется тоненькой книжечкой в сравнении с тем, что о нем написано сейчас. Пять веков назад ушел он из жизни. Вдумайтесь, что же еще можно узнать о нем?

Есть современная история исчезновения его мощей. Она похожа на детектив.

Мощи были, об этом говорят документы о вскрытии гробницы Варнавы Ветлужского. И был строгий приказ доставить их в Москву, но они туда не дошли, исчезли.

Варнавинцы верят: у себя их надо искать, Варнава остался верен своему месту. И уже родилась легенда, что на Красной горе будто бы видели старца, который, глядя спокойно на заветлужские дали, сказал:

— Время не пришло обретать мощи. Еще скверна по земле ходит, в душах смятение. Успокоится все, и они сами о себе напомнят, покажутся, где лежат.

Кто видел того старца? Может, он тайну Варнавы знал. Но не ищите его, не найдете. В смутные годы бывают необъяснимые пророческие видения.

И все-таки вернулся преподобный Варнава к варнавинцам. Вернулся не в образе строителя, с топором в руках, а в образе духовника. Сидит он у храма в раздумье после дел праведных. К нему и исповедаться подойти можно, и совет попросить.

Со всей Ветлуги приехали на открытие памятника святому Варнаве паломники. Говорят, что Варнава всего-то местночтимый святой. Да нет, он ветлугочтимый, иначе бы Красная горка народом не полнилась.

«Ему будет от всех нас слава, честь и поклонение, держава и великолепие всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Вячеслав ФЕДОРОВ.