Трагедия над лесом

Отряд  «Находка» новгородской поисковой экспедиции «Долина» в конце февраля обнаружил место падения советского бомбардировщика ДБ-3А и останки погибших летчиков. Поисковикам удалось установить имена членов экипажа самолета. Среди погибших был и наш земляк.

Это был один из тех самолетов, которые поисковики долго искали. Густые леса долго скрывали тайну. Эти леса не раз прочесывали, но никаких следов упавших самолетов обнаружено не было. Между тем старожилы утверждали, что именно здесь упали сбитые советские бомбардировщики. Известна была даже дата той воздушной трагедии — 15 сентября 1941 года.

В тот день с аэродрома 22-го полка
51-й авиадивизии поднялась девятка боевых машин ДБ-3А. Им было приказано штурмовать колонны мотопехоты немцев, рвущихся к Ленинградскому шоссе.

Тяжелые машины, поднявшиеся в воздух, должны были прикрывать истребители, но они по какой-то причине не взлетели.

Согласно боевому донесению, летчики наблюдали несколько десятков единиц различной техники врага, которую обороняли зенитки. А вскоре на бомбардировщики набросились вражеские истребители. Завязался воздушный бой. Бомбардировщики огрызались огнем пулеметов и пушек, но уйти из-под удара истребителей им не удавалось. Один за другим, загораясь, тяжелые машины падали в лес. Четыре ДБ не вернулись на аэродром.

Согласно списку потерь, все не вернувшиеся летчики числились без вести пропавшими.

На поисковых картах эти места по-крыты сплошной зеленью лесов и болот. Поиск здесь крайне затруднен, да и курс летевших самолетов местные жители — свидетели той воздушной трагедии — показывали приблизительно. Поисковикам оставалось ждать и надеяться на удачу. И она пришла. В феврале в густом массиве началась вырубка леса на одной из отведенных делянок. Вот тогда и раздался звонок в штабе поискового отряда «Находка». Лесозаготовители сообщали, что обнаружили большое количество разбросанного металла, а пламя костра растопило небольшой пригорок, где из-под земли показалась красная звезда, нарисованная на металлической пластине.

Сомнений у поисковиков не было — это один из погибших самолетов.

Добравшись до места, они тут же копнули «на удачу» и наткнулись на двигатель самолета. На металле четко читался номер.

Через несколько дней ребята, уже большим составом, подняли из земли останки экипажа. По имеющимся архивным данным удалось установить, кто же погиб в самолете.

В тот день после выполнения боевого задания не вернулись: начальник связи авиаэскадрильи старший лейтенант Кузьма Ткаченко, уроженец Курской области, воздушный стрелок-радист, старший сержант Михаил Колесников, уроженец Свердловской области, и мастер по вооружению, старший сержант Михаил Шаров, уроженец Горьковской области.

Нам удалось разыскать «Именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей
51-й авиадивизии с 21 августа по 10 октября 1941 года». После фамилии Шарова Михаила Яковлевича значилось, что он уроженец Горьковской области, Муральского района, Новокотлетского сельсовета, д. Харабрин. С каких документов списывал штабной писарь данные о нашем земляке, непонятно, но в этих данных нет ни одного правдивого географического названия. В Горьковской области отродясь не было ни Муральского района, ни тем более Новокотлетского сельсовета. Деревню Харабрин мы тоже на карте области не нашли. Интернет нам подсказал, что во всей России деревню с таким названием отыскать невозможно.

И все же нам удалось установить, что родом Михаил Шаров был из Большемурашкинского района, а призывался в армию из Муромского райвоенкомата. Очень возможно, что та часть Большемурашкинского района, где он жил, относилась к Мурому, который до войны входил в состав Горьковской области. Что же касается деревни Харабрин, то это, возможно, искаженное название какого-то другого населенного пункта или, может быть, такая деревня была, да теперь ее не стало. Есть еще небольшая зацепка для поиска: в донесении о безвозвратных потерях написано имя отца — Яков Семенович.

В областной Книге Памяти Шаров Михаил Яковлевич числится пропавшим без вести. Мы просим следопытов Большемурашкинского района срочно включиться в поиск. Перезахоронение погибшего экипажа назначено на 9 мая.

Как мы уже знаем, 15 сентября 1941 года не вернулись с боевого задания четыре самолета. В состав их экипажей входили наши земляки:

 

ЗАХАРОВ Дмитрий Семенович, младший лейтенант, воздушный стрелок-радист, 1913 года рождения. Кадровый военный. Место рождения: с. Акулинино Салганского района (Краснооктябрьский район). Жена Захарова Анна Федоровна.

МИНЯЕВ Григорий Григорьевич, старший сержант, воздушный стрелок-радист, 1915 года рождения. Место рождения: д. Конево Салганского района. Жена Ольшанская Екатерина Сергеевна.

ХРУШКОВ Александр Семенович, старший сержант, воздушный стрелок-радист, 1917 года рождения. Место рождения: ж/д станция Якшанка, Яранский район Горьковской области. Мать Хрушкова Евдокия Ивановна.

БОРИСОВ Александр Иванович, сержант, воздушный стрелок, 1917 года рождения. Место рождения: с. Старинское Пильнинского района. Отец Волков Иван Сергеевич.

КИСЛИЦИН Степан Федорович, старший сержант, воздушный стрелок-радист, 1918 года рождения. Место рождения: д. Письменер Тоншаевского района. Брат Кислицин Сергей Федорович.

КОНДРАШИН Алексей Васильевич, сержант, мастер авиавооружения, 1915 года рождения. Место рождения: город Дзержинск. Мать Кондрашина Пелагея Федоровна.

СУХОТИН Иван Иванович, сержант, воздушный стрелок, 1917 года рождения. Место рождения: д. Ульяново Лукояновского района.

 

Редакция просит откликнуться всех, кто что-нибудь знает о родственниках погибших.