Пациенты взывают о помощи
На часах 8.45. Помещение на первом этаже поликлиники Борской центральной районной больницы заполнено людьми. Это очередь в регистратуру. Заняв место в хвосте, пытаюсь сосчитать, сколько же человек стоит передо мной. Получается — около сорока. Такую очередь в медицинском учреждении мне никогда видеть не приходилось.- А вы давно стоите? — спрашиваю.- Час с лишним, — грустно отвечают женщины. — Когда пришли, ужас, что творилось, — народу было в два раза больше, чем сейчас. Проходит сорок пять минут, впереди меня остается еще человек пятнадцать. Черепашьим шагом продвигаемся вперед.- Разойдись! — сквозь запруженный людьми коридор быстро провозят мужчину на инвалидной коляске. Толпа вновь смыкается. Оказаться плечом к плечу с пациентами борской поликлиники меня вынудило не журналистское любопытство, а желание своими глазами увидеть то, о чем говорили жители села Линда, которые прислали письмо в редакцию. Из него следует, что поликлиническая помощь для них стала практически недосягаемой, поэтому сто пятьдесят два человека — именно столько в письме подписей — обратились в «ЗН».
Врачам здесь будут рады
— Линдовская участковая больница обслуживает не только наше село, но и окрестные населенные пункты — почти десять тысяч человек, — рассказывают работники местной птицефабрики — как раз они и написали письмо в редакцию. — Больше года назад мы остались без хирурга, уволилась врач-гинеколог. Сейчас в больнице работают только два терапевта, два педиатра, стоматологи и невролог. Других узких специалистов нет.
Располагается участковая больница в огромном, по сельским меркам, трехэтажном кирпичном здании. Часть его, видимо, чтобы не пустовали помещения, занимает сельсовет.
— У нас есть койки круглосуточного пребывания, — рассказывает участковый терапевт Валентина Снежурова. — Работает дневной стационар. Лечение пользуется спросом у жителей, существует небольшая очередь. В этом году на третьем этаже открыли отделение сестринского ухода, где могут поправить здоровье пожилые люди.
По словам Валентины Борисовны, в больнице действительно не хватает узких специалистов: некоторые доктора уволились, видимо, их не устраивала низкая зарплата.
В шаговой нeдоступности
За медицинской помощью линдовцы вынуждены обращаться в поликлинику ЦРБ на Бору. Для жителей большого села, которое находится в тридцати километрах от города, это, мягко говоря, не совсем удобно.
— Чтобы попасть на прием к врачу, терпим мытарства, одна дорога чего стоит, — рассказывают жители. — Автобусы на Бор ходят два-три раза в день, да и шанс простоять в пробке очень велик, поэтому обычно ездим на электричках. Только представьте, нужно встать ни свет ни заря, чтобы успеть на один из первых поездов до станции Толоконцево, там дойти до остановки, пересесть на автобус. Тем, кто живет в окрестных деревнях, приходится еще тяжелее, ведь им нужно вначале добраться до Линды.
Такой путь больным людям и старикам просто не по силам.
— Однажды я была свидетельницей такого случая, — говорит Александра Клешнина. — В нашу местную больницу пришла старушка вся скрюченная — у нее было обострение радикулита, но помочь ей не смогли, предложили обратиться на Бор. Она только головой покачала: «Я и сюда-то с трудом доковыляла, куда я по-еду?»
Чтобы попасть в больницу, жителям Линды нередко приходится брать такси. К тому же поездка к врачу может отнять целый день, поэтому приходится отпрашиваться с работы.
Есть предожения
Но даже если ты добрался до поликлиники, это вовсе не значит, что попадешь на прием к доктору. Жители Линды, с которыми мне удалось поговорить, утверждают, что талонов к узким специалистам, например к хирургу, эндокринологу, всем желающим не всегда хватает.
— Мне нужно было к гастроэнтерологу, — рассказывает о том, что испытала на собственном опыте, Александра Клешнина. — Регистратура открывается в 7.00. Опоздала на полчаса, очередь уже была около ста человек. Талончик к врачу мне, конечно, не достался. Через несколько дней поехала снова. В этот раз повезло: получила последний талон. А за мной стояли еще люди, которые были вынуждены уйти ни с чем… Когда видишь, как старики из отдаленных сел, утерев слезы, бредут на обратный автобус, чтобы уехать домой несолоно хлебавши, сердце кровью обливается.
Борчане толпятся у дверей поликлиники еще до ее открытия. Как саркастично заметил кто-то из собеседников, такие очереди были во время сухого закона за водкой.
— А каково приходится женщинам в положении? — замечает Татьяна Медведь. — Они мерзнут на остановках, трясутся в электричках. Это опасно для здоровья, но куда деваться, ведь им нужно постоянно наблюдаться у врача, сдавать анализы.
Вот и получается, что жители села стараются обращаться к врачам, только если «сильно приспичит». О профилактике речи не идет. Почти все занимаются самолечением.
— Мы часто слышим о том, что имеем право на доступную и своевременную медицинскую помощь, — говорили мне жители. — На деле мы иногда просто не знаем, куда обращаться, что делать. Почему, живя в таком большом селе, где работают предприятия, много молодых семей, мы не имеем возможности элементарно обратиться к хирургу в своей участковой больнице, вынуждены ездить ради этого за десятки километров, выстаивать бесконечные очереди? Нам никто ничего не объясняет. Создается впечатление, что это — прямое вредительство, что жителей деревни специально лишают самого необходимого — врачебной помощи, подвергают естественному отбору.
Линдовцы не только говорили о плохом, но и высказывали конкретные предложения, как можно улучшить ситуацию. Во-первых, найти, наконец, хирурга и гинеколога для местной больницы. Во-вторых, дать возможность жителям отдаленных сел и деревень записываться на прием по телефону. В этом случае они бы могли приезжать в поликлинику к определенному времени.
За разъяснением ситуации мы обратились к главному врачу Борской ЦРБ Вадиму Клепцову.
Больницу планируют развивать
— Кадровые вопросы не решены не только в борском здравоохранении, но и во всей Нижегородской области, — говорит главврач. — Доктор, который работал хирургом в Линдовской участковой больнице, отказался от этой работы. Но мы занимаемся решением кадровых проблем — недавно туда пришли два молодых стоматолога. Один из них получил поддержку в виде 1 млн рублей по программе, которую еще называют «Земский доктор». Думаю, со временем, в том числе и с помощью этой программы, мы обеспечим больницу узкими специалистами. Кстати, средняя зарплата врачей Борской ЦРБ сегодня примерно 32 тысячи рублей. В линдовской больнице обучена врач общей практики — такие специалисты владеют не только терапевтическими знаниями, но сведущи в отоларингологии, акушерстве и гинекологии, хирургии — скоро она начнет работать в этом качестве. Неправы те, кто считает, что мы препятствуем трудоустройству докторов в участковых больницах.
По словам главврача, линдовскую больницу планируют развивать.
— В будущем мы хотим сделать акцент на двух крупных участковых больницах, которые находятся в противоположных концах округа: линдовской и больнице в поселке Память Парижской Коммуны, — рассказывает Вадим Клепцов. — Эти учреждения требуют больших вложений в капитальный ремонт.
Пока, несмотря на огромные средства, выделяемые по гос-программам (на капитальный ремонт учреждений Борской ЦРБ было истрачено более 100 млн рублей), не удалось привести все объекты в округе в желаемое состояние, — продолжает главврач. — Сейчас мы сконцентрировались на тех помещениях ЦРБ, где оказывается квалифицированная помощь.
Пациенты видят, что больница меняется в лучшую сторону: сделан ремонт в отделении неврологии и первичном сосудистом отделении, в кабинетах, где проходит компьютерная томография. Отремонтировали взрослую и дет-скую поликлиники. В прошлом году был построен и оснащен новый хирургический корпус. Сейчас реконструируется здание детского отделения, где будут лечиться наши малыши и будет находиться лаборатория.
Хочется верить, что положительные перемены как можно скорей коснутся и сельских больниц.
На прием — через Интернет
— Куда же сейчас должны обращаться жители Линды и окрестных деревень, чтобы получить консультацию доктора? — спрашиваю главврача.
— Мы не оставляем жителей нашего округа, как бы далеко они ни жили, без хирургической и другой помощи, — считает главврач. — Она оказывается в центральной поликлинике. Конечно, она далека от шаговой доступности, но мы никогда никому не отказываем. Сегодня все специалисты сконцентрированы на территории взрослой поликлиники ЦРБ. Сюда идет большой поток людей. Понятно, что пациентам хотелось бы, чтобы поход к врачу не отнимал много времени. С учетом того что с 2006 года к нам на работу пришло более 50 докторов, думаю, ситуация будет выправляться.
Жители Линды высказывали недовольство тем, что получить направление в Диагностический центр в Нижний Новгород или областную больницу имени Семашко сейчас можно только в поликлинике на Бору. Раньше его мог выписать терапевт сельской больницы.
Вадим Клепцов объяснил эти перемены тем, что существует компьютерная система, которая позволяет точно распределить возможности Диагностического центра среди жителей Нижегородской области.
— Раньше люди нередко приезжали туда с направлениями из участковых больниц и могли не попасть на прием к специалистам, — объясняет он. — Сейчас действует система, которая в режиме он-лайн позволяет записывать наших пациентов на консультации в строго определенное время, благодаря этому каждая поездка приносит результат. Я считаю, что это правильный подход.
Я передала Вадиму Клепцову предложение жителей отдаленных сел записывать их на прием к докторам по телефону. Вот что он ответил:
— В ближайшее время у нас появится возможность вести запись на прием с помощью Интернета. Это можно будет сделать на сайтах госуслуг и нашей больницы. Кроме того, на первом этаже поликлиники скоро появится Инфомат — устройство по типу терминала, в котором тоже можно будет записаться к узким специалистам и участковым докторам. Это делается так: человек заходит в меню, выбирает нужного врача и получает предложение на посещение, например, через два или три дня. Надеюсь, что это позволит нам упорядочить очередь. Сейчас оборудование находится в стадии монтажа и наладки, поэтому уже после новогодних праздников это устройство появится в больнице.
Я думаю, что жители Линды готовы подождать. Главный вопрос: сколько?
Анастасия СЕРГЕЕВА.
Борский округ.