Ростки зеленой экономики
Об этом говорили на встрече нижегородских журналистов с директором по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России доктором географических наук Евгением Шварцем.
На последнем
местеСчитается, что именно «зеленая» экономика способна обеспечить устойчивое развитие всем странам. Если хотите, это некая новая модель глобального мироустройства, способная, по мнению многих экспертов, спасти человечество от кризиса в экологии и других сферах. Не случайно она стала главной темой конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», которая прошла в Бразилии в 2012 году, где мировые лидеры пытались договориться о том, каким хотят видеть мир в ближайшие двадцать лет.
О переходе к «зеленой» экономике говорится и в заявлениях Азиатско-тихоокеан-ского экономического сотрудничества (АТЭС), в котором Россия председательствовала год назад. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», утвержденные в апреле 2012 года, во многом интегрировали систему мер по экологизации экномического развития.
Но, видимо, понимание того, куда движется мир, сложилось еще не до конца.
— В прошлом году Россия заняла последнее место среди 123 стран в рейтинге успешности их экологической политики в 2000-2010 годах. Исследование проводилось ко Всемирному экономическому форуму, — рассказывает Евгений Шварц. — К сожалению, в нашей стране снижение экологических стандартов и разрушение экологического регулирования долгое время рассматривалось как конкурентное преимущество для привлечения европейских инвестиций. Эта стратегия себя абсолютно не оправдала. Отсутствие современного государственного природоохранного регулирования привело к ухудшению имиджа российского бизнеса и экономики в целом.
Эксперт привел любопытный пример: несколько лет назад министерство финансов Норвегии решило исключить из пенсионного фонда своей страны акции одного российского гиганта горнодобывающей промышленности лишь на основании того, что деятельность компании влечет за собой выбросы неприемлемого количества двуокиси серы и тяжелых металлов.
Мир изменилсяСтало понятно, что в экономической сфере надо многое менять: «экология» и «экономика» сегодня понятия взаимосвязанные.
— Мир стал другим, — считает эколог. — Конкуренция по показателям экологической ответственности и энергоэффективности сегодня является мейнстримом современной глобальной конкуренции. Это значит, что, если мы хотим выходить на новые рынки и получать «долгие» и «дешевые» инвестиции в нашу экономику, то должны соответствовать мировым стандартам в экологии. Компании, которые понимают это, сегодня успешны.
Приведу потрясающую историю, которую услышал от представителя одного крупного банка, — продолжает эксперт. — Речь шла об управлении частными портфелями. Так вот, многие богатые люди сегодня хотят не только роста доходов, но и, образно выражаясь, чтобы совесть была чиста перед детьми. Тогда банк предложил частным инвесторам такую стратегию: инвестировать средства в акции компаний, которые входят в тридцатку лучших по показателям энерго- и ресурсоэффективности. Позднее, в ходе исследования, выяснилось, что выброс парниковых газов на каждый миллион долларов их инвестиций в два раза меньше, чем если бы они делали это в целом по рынку, опираясь просто на показатели доходности.
Для того чтобы говорить с бизнесом на одном языке, экологи решили проанализировать, насколько чувствительны российские компании к современным требованиям и готовы ли принять международные экологические стандарты, то есть готовы ли к открытой конкуренции на мировых рынках. Ученые пришли к выводу, что сектора с высокой долей конкуренции за конечного потребителя к этому очень чувствительны. Скажем, больше четверти всех лесов, арендуемых для лесопромышленных целей, сегодня управляются экологически и социально ответственно — это хороший показатель.
Прогресс есть- Крупнейшие мировые компании сегодня хотят честно выполнять обязательства перед потребителем, это значит — не продавать древесину ворованную, вырубленную в заповедниках, национальных парках, тропических лесах, — говорит Евгений Шварц. — Те, кто выходят на мировой рынок, понимают, что бандитские правила там не работают.
Конечно, ученые посмотрели не только лесную, но и другие отрасли. Несмотря на то, что некоторые из них отстают, видна прогрессивная тенденция: внедрение международных экологических стандартов в отраслях, наиболее воздействующих на окружающую среду, растет. Возможно, это связано с тем, что сегодня есть политическая задача интеграции в глобальную экономику.
Эколог рассказал и о том, какие меры необходимы для «позеленения» нашей экономики. Они связаны с экологиче-ской политикой компаний.
Сегодня, по словам эксперта, «экологическая модернизация» просто необходима для того, чтобы развивать экономику, повышать ее конкурентоспособность и улучшать инвестиционный климат. Тут важна роль государства. Очевидно, что, если мы хотим оставаться в числе развитых стран, охрана окружающей среды не должна быть чем-то второстепенным. Сохранение природы становится экономической задачей.
Анастасия СЕРГЕЕВА.
О внедрении в России принципов «зеленой» экономики говорится в резолюции масштабного IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, который прошел в начале декабря в Москве. Съезд определил основные экологические задачи страны — например, повышение эффективности государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.