Боя удалось избежать
«Шведский комсомолец»Пожалуй, это был единственный задокументированный и доказанный инцидент с советскими боевыми кораблями у скандинав-ских берегов, но с тех пор и шведы, и норвежцы, словно получив на это некое законное право, без устали твердят о нарушении их территориальных вод не только советскими в прошлом, но и российскими подлодками в наше время.
Незатейливая навигационная авария мгновенно переросла во вселенский скандал, ввергнувший отношения между влиятельной и формально нейтральной страной и СССР в глубокий анабиоз. Впрочем, иного развития событий и быть не могло. Скандинавы давно испытывали особый зуд на предмет так называемых нарушений территориальных вод советскими подлодками.
В шведских водах вдруг стало «выявляться» несметное количество неопознанных подводных аппаратов, которые автоматически стали считать советскими. Шведские газеты, следуя духу истерии, успели окрестить это «крупнейшей советской военной акцией, направленной против западноевропейского государства, со времен Берлинского кризиса».
Было потом изведено немало глубинных бомб и гранат, но ни одного реального факта, указывавшего на национальную принад-лежность подводных объектов, шведским военным обнаружить не удалось. Однако те крепили бдительность, время от времени постреливая по стаям лебедей, чьи шеи подозрительно напоминали русские перископы, и проверяя похоронные процессии в погранзонах на предмет наличия в гробу… русских спецназовцев.
А что, им было из-за чего истерить — действительно, советская субмарина совершенно по-глупому вылезла на мель на виду у самого секретного объекта Швеции, тут уж трудно спорить, факты есть факты. Советскую подлодку
С-363 даже на отечественном флоте иронично прозвали «Шведский комсомолец» (по аналогии с традиционными для той поры наименованиями).
Страсти бурлят
до сих порЗападная печать предпочитала для обозначения севшей на мель русской субмарины выражение «Whisky on the Rocks» (каламбур, обыгрывающий натовское наименование субмарины проекта 613 — «Виски» — по аналогии с английским термином «Виски со льдом», буквально — на скалах). Именно это довольно обидное прозвище и прогремело в свое время на весь мир. После этого инцидента не только в официально нейтральной Швеции, но и практически во всех странах НАТО были увеличены ассигнования на охрану береговых военно-морских объектов.
Даже в СССР с его жестокой цензурой пришлось информировать население об этом случае. В газете «Правда» появилась заметка, что наша подлодка села на мель в результате навигационного происшествия.
Проще говоря, в Швецию подводники попали, сбившись с курса. Что тоже звучало обидно. Для тех, кто не в курсе: Балтий-ское море, буквально напичканное средствами навигации, не то место, где может случайно заблудиться современная подлодка, тоже напичканная штурманскими прибамбасами на все случаи жизни…
Увы, именно с тех пор, именно на информационных «дрожжах» «Шведского комсомольца» на протяжении более 30 лет в Скандинавии бурлят дискуссии по поводу «постоянного вторжения» совет-ских и российских подводных лодок в территориальные воды Швеции и Норвегии.
Например, не так давно в шведской прессе прошло сообщение, что в территориальных водах Швеции вблизи острова Готланд найдена советская подводная лодка, по невыясненным причинам затонувшая в этом районе. Об этом сообщал шведский сайт компании морских исследований Marin Matteknik. Подлодка была обнаружена в 2009 году, но эту находку сразу не предали широкой огласке, поставив об этом в известность только военно-морские силы Швеции. Однако они находкой не заинтересовались.
Шведы предположили, что речь идет о неизвестной подлодке, которую шведский эсминец атаковал в апреле 1981 года, всего за полгода до появления «Шведского комсомольца», и которая могла принадлежать СССР. Однако западная пресса, к удивлению, эту почти сенсационную новость не подхватила. Слишком часто у берегов Скандинавии находят «субмарины», которые потом оказываются или подводной скалой, или помехой на мониторе гидролокатора… Миф о «русской подводной угрозе» и «диверсантах» за 30 с лишним лет устарел и порядком уже поднадоел.
«Секретным» фарватеромНо вернемся непосредственно к «Шведскому комсомольцу». Автор этих строк неплохо знаком с полковником в отставке Борисом Николаевичем Григорьевым, ветераном внешней разведки, бывшим советским резидентом в Швеции (сейчас об этом уже можно говорить). Помнится, мы часто говорили с ним как раз о тех событиях. А недавно во время юбилейного международного кинофестиваля «Море зовет!» он вручил мне очередное издание своей книги «Швеция под ударом», посвященной как раз тем событиям и ставшей своеобразным историческим бестселлером.
Поэтому не грех описать происшествие со «Шведским комсомольцем», опираясь на информацию именно из этой уникальной книги. Тем более что Борис Николаевич был непосредственным участником тех событий — он первым вошел на борт нашей подлодки после посадки на мель и непосредственно распутывал дипломатические узлы, в связи с этим образовавшиеся. Он был одним из немногих граждан СССР, кто был допущен на допрос незадачливого командира лодки шведами.
Итак, С-363 — советская средняя торпедная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613. Лодок такого проекта было построено в СССР во время холодной войны несколько десятков. 27 октября 1981 года вблизи шведской военно-морской базы Карлскруна села на мель шедшая в надводном (!) положении подлодка C-363 этого самого проекта 613.
Если шведы были поражены, как смогла пройти незамеченной и ни разу не сбиться с секретного фарватера (ширина-то его всего 12 метров!) чужая субмарина, то для советских моряков сюрпризом стала… вставшая на их пути преградой суша. После позорной посадки на мель советская субмарина проболталась, по сути, на виду всей Швеции (даже специальные туры для местных жителей там успели организовать, чтобы на зрелище полюбоваться) целых девять дней, слегка колыхаясь на прибрежных волнах.
Повредив во время подводного плавания антенну радиопеленгатора о трал рыболовного судна и не заметив поломки, офицеры лодки с каждым днем все более неточно рассчитывали курс корабля, а их квалификация во главе с командиром была такова, что, считая себя находящимися в открытом море, на самом деле, по их же расчетам, они должны были оказаться где-то у побережья Польши… глубоко под землей.
Так называемая навигационная ошибка составляла более 50 морских миль, поэтому, всплыв вечером в сгущающемся тумане и проигнорировав огни шведского маяка и сигналы береговой РЛС, C-363 продолжала идти собственным курсом, пока через полтора часа не уткнулась в шведский берег. Утром у самой базы ее обнаружил местный рыбак, и лишь потом всполошились военные.
Ситуацию осложняло то обстоятельство, что по данным, которые передали шведам американцы, на борту субмарины, скорее всего, находилось тактическое ядерное оружие.
На помощь С-363 вышла эскадра Балтийского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Образцовый». Все понимали, что вход эскадры в территориальные воды Швеции — это огромный риск, тем не менее флот был на это готов.
Сейчас это может показаться недоразумением, но в 1981 году накал страстей достигал своего апогея. Главнокомандующий Вооруженными силами Швеции получил приказ держать границу на замке, и батареи береговой артиллерии готовились открыть огонь по советским военным кораблям в случае нарушения границы, однако эскадра остановилась.
К счастью, боя удалось избежать.
Крест на безъядерной зонеИ здесь, и там кого надо по-снимали, шведы в едином национальном порыве выбили средства на укрепление своей противолодочной обороны. А потом и страны НАТО кучу средств выделили на это дело. К счастью, Стокгольм и Москва пришли тогда к соглашению, в соответствии с которым шведы допросили офицеров подводной лодки, но саму ее досматривать не стали. И отпустили восвояси. Ее снимали с мели и тащили, как говорят моряки, «за ноздрю» два советских буксира. На идее создания на Балтике безъядерной зоны был поставлен жирный крест.
Кстати, по сей день точно неизвестно, куда потом пропал неудачливый «Шведский комсомолец». По одной из версий, лодка спустя годы, уже в 1990-х, вернулась в Швецию в другом качестве: стала музеем. На рубке лодки-музея был якобы начертан бортовой номер С-363, однако есть предположение, что этот номер — фикция и, скорее всего, это была другая аналогичная лодка из состава Балтийского флота.
Вторая версия перекликается с первой, хотя и отличается от нее: лодку в 1991 году купили владельцы шведского парка развлечений Skara Sommarland, выкрасили ее в красный цвет и превратили в один из аттракционов. Но в 1994 году парк обанкротился, а лодку продали на металлолом для покрытия долгов.
По третьей версии, 1 октября 1988 года субмарина была разделана на металлолом в Лиепае… Остается только добавить, для ясности, что и сами шведы отнюдь не были безгрешны в отношении СССР, регулярно предоставляя свои аэродромы для американских разведывательных самолетов, которые успешно сбивала советская авиация. Правда, по этому поводу тогда шума особого не поднимали.
Андрей МИХАЙЛОВ. (pravda.ru)