17-1_04_11
17.02.2011

Анатолий Кузнецов: «Моих фото у людей – миллиард!»

— Нет, ну глупости пишут откровенные. Я иногда открываю Интернет и такое о себе и коллегах вычитываю, что волосы дыбом. Это бред полный. И какой я затворник? Я недавно вернулся с огромного концерта, ездил выступать аж в Норильск: несколько лет назад я освоил новый для себя вид деятельности — концерты. Кино теперь в прошлом, главное для меня — мой коллектив и наша музыка. Мы называемся «Серебряные струны и Кузнецов» — простое название. Я пою лирические песни, романсы. Так приятно, что людям это нужно, что нас знают, хотят слышать. Вот видите, даже в Норильск, на край света, пригласили.

— Скажите, а почему тогда возникли слухи, что вы живете где-то в глуши?

— Все просто. Я двадцать лет живу за городом. У нас с женой здесь дача, которая стала домом. Здесь очень уютно, мы постоянно рядом с землей. Хотя скажу вам откровенно: я очень редко в земле ковыряюсь. Огорода у нас нет, сада тоже. Когда-то была клубника — пропала, смородина была — перестала плодоносить. Ну не идет нам с супругой вся эта работа. А так я все по дому делаю.

Признаюсь, гости в этом доме бывают нечасто. Это раньше в нашей московской квартире собирались толпы народа, на крохотной кухне толпилось двадцать человек — актеры, режиссеры, врачи. И всех мы с женой принимали, со всеми гуляли. Сейчас нам уже такое тяжело, хочется тихо, спокойно посидеть на крыльце, погреться на солнышке, помолчать.

— Сейчас вы поете… С выбором профессии вам как-то помогал ваш двоюродный брат, знаменитый актер Михаил Кузнецов? А петь учились?

— Отец Михаила умер, когда ему не было и четырех лет. И мой папа заботился о мальчике как мог. А когда Михаил уже был взрослым человеком, то, естественно, со всеми новостями первым делом ехал к дяде.

В нашей 12?метровой комнате в коммуналке часто устраивались вечера. Мой отец был профессиональным певцом, работал во многих ансамблях, а последние годы жизни состоял в оперной труппе Большого театра. Многие из наших знакомых принадлежали миру искусства. Беседы шли вокруг театра, кино, живописи. Михаил рассказывал о съемках у Эйзенштейна в «Иване Грозном», у Райзмана в «Машеньке», у Пырьева в «Секретаре райкома»…

Старше на 12 лет, он был для меня непререкаемым авторитетом. И когда, проучившись два года на вокальном отделении музучилища имени Ипполитова-Иванова, я решил стать актером, то, естественно, обратился за советом к брату. Дело в том, что я сдал экзамены сразу в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, в оба вуза прошел по конкурсу и не знал, какой выбрать. Михаил Кузнецов мне сказал: «Поскольку я окончил музыкально-драматическую студию имени Станиславского, оставайся во МХАТе». Я последовал совету брата, о чем никогда не жалел. Со мной учились Галина Волчек, Игорь Кваша, Ирина Скобцева, Леонид Броневой… На базе нашего курса Олег Ефремов начал создавать театр «Современник».

— Наверное, так или иначе журналисты задают вопрос о фильме, который стал визитной карточкой в вашей актерской биографии…

— Да, да, да … Все, всегда и не только журналисты спрашивают, как снимали «Белое солнце пустыни» и как я к этому отношусь. Я уже научился реагировать на это спокойно. Правда, вот буквально перед вами одна журналистка прислала мне вопросы для интервью. Из ста 75 были про «Белое солнце пустыни». Я почитал, очень расстроился и сказал, что не буду с ней разговаривать, просто не хочу. Ведь я кого только не играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном разливе стали. А о товарище Сухове, когда меня спрашивают, отвечаю так: «А кто такой артист Бабочкин?», говорят: «Чапаев», «А кто такой Тихонов?» — «Штирлиц!»

И потом я начинаю объяснять людям или целому залу, если это на концерте, что это были уникальные, великие актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве. Ведь у Леонардо сотни картин, а многие знают лишь «Мону Лизу».

Знаете, что сейчас произошло? Ко мне приезжали телевизионщики, и жена на камеру призналась, что все эти годы хранила письма от женщин, которые после выхода на экраны «Солнца» стали мне писать. Я никогда к письмам не прикасался, даже не знал об их существовании, а оказывается, у нас на чердаке хранится несколько мешков. Я вот перечитываю на старости признания в любви. По этим письмам можно вообще фильм снять.

— Режиссер картины Владимир Мотыль говорил в интервью, что был вынужден устроить масштабный кастинг на эту роль, хотя изначально видел Суховым только вас.

— Увы, Владимира Мотыля уже нет с нами, и расспросить подробности не получится. Он умер в прошлом году. Что я помню о том кастинге? На съемочную площадку пришел хромая, с палочкой в руке — за месяц до этого по глупости сломал ногу, кстати, после того, как побывал в гостях у Мотыля. В итоге не мог сделать на пробах все, что просили, например, нормально присесть.

И тогда на роль утвердили Георгия Юматова. Да, я расстроился — мы ведь уже с Мотылем обговаривали работу, мы знали, каким будет полфильма, и тут такое. Я обиделся, расстроился, самые простые человеческие чувства не давали мне покоя. У меня были другие роли, предложения, а я все не мог отогнать мысль об этом фильме. Как вдруг телеграмма со съемочной площадки от Мотыля: «Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей». Как потом выяснилось, Юматов с кем-то подрался, и ему очень сильно испортили лицо, снимать его уже не было возможности. А остановить съемки побоялись, ведь тогда — убытки.

Король позавидовал

— В результате вы сыграли в одном из самых культовых советских фильмов. Его даже в космосе смотрят.

— Да, известная традиция, что наши космонавты берут его с собой в космос. При этом они знают его наизусть. Я убедился в этом, когда они предложили мне ответить на вопросы киновикторины по фильму. Например, я смог вспомнить только три имени жен, а они знают все. Вообще, фильм закупили больше ста стран. Знаю точно, что его показывали даже в Марокко. Когда мы приехали с фильмом на Неделю советского кино, там шутили, что король Хасан позавидовал Сухову, у которого в гареме было девять жен, тогда как у него только две.

— А есть роли, которые вы не сыграли и жалеете?

— Нет, нет. Никогда ни о чем не жалею. Зачем мне это? Хотя, жалею о картине «Карнавальная ночь». Я был еще никому не известный актер. И вот мне, никому не известному, звонит никому не известный Эльдар Рязанов и предлагает роль в своем первом фильме «Карнавальная ночь». Я почитал сценарий, и меня роль совсем не устроила. Какой-то электрик, совсем простой образ.

У Гурченко там хоть песня какая-то. Именно в это время в Киеве мне предложили фильм «Путешествие в молодость»: альпинист, инженер — в общем, хорошая роль, и сюжет о группе, которая пошла в горы, там проверяется дружба. Рязанову сказал: «Нет», а потом смотрю фильм, когда он вышел на экраны, и думаю: «Да, замечательную ленту упустил».

Вообще Эльдару Александровичу я отказывал четыре раза. Второй раз — «Берегись автомобиля». Уже был утвержден Смоктуновский на роль Деточкина, а мне он позвонил и предложил роль друга его — милиционера. Но мне к тому времени так надоели все эти положительные образы партийных деятелей, милиционеров, хотелось создать отрицательный образ. Сказал об этом Рязанову, он задумался и перестал звонить. И вот пошел я в кинотеатр на этот фильм и чуть не плакал — такая ведь хорошая роль, там можно было развернуться, я мог бы сделать лучше. А еще я мог вместо Гафта сыграть председателя кооператива в «Гараже». Рязанов звонил, уговаривал.

— А почему не сыграли, тоже не понравился образ?

— За несколько дней до его звонка мне позвонили из Чехословакии и пригласили на главную роль чешского крестьянина в экранизации повести Карела Чапека «Гордубал». Я ответил, что подумаю. Прочитал книгу и немедленно дал согласие. А буквально назавтра звонит Эльдар Рязанов, предлагает роль председателя кооператива в «Гараже». Ну что тут делать?! Я рассказал ему все как есть. Оказалось, он знает и ценит эту повесть Чапека. Он меня понял и простил за этот, уже третий, отказ. А последний раз уже я хотел играть в «Стариках-разбойниках», но Рязанов отдал предпочтение Никулину и Евстигнееву, а мне предлагал небольшую роль.

Снялся и себя вырезал

— А было такое, чтобы вы в картине снялись, а ее не показали, на полку отправили?

— Был такой эпизод, когда мой друг, писатель Юрий Нагибин, написал сценарий к фильму «Председатель». Он очень хотел, чтобы я сыграл центральную роль, но я отказался. И тогда он попросил меня быть талисманом картины и предложил эпизод. Я играл мужика Федю Завязанного, с повязкой на подбитом глазу. Все делал, как хотели режиссер и сценарист, а когда работа была закончена, подошел к ним: «Талисманом побыл, а теперь вырезайте мой эпизод!»

А как сложилась судьба той чехословацкой картины?

— Десять лет назад был юбилейный вечер в Доме кинематографистов. Я не хотел никаких речей, капустников — просто показал свою работу, «Гордубал». В наш прокат он не попал: его в свое время не купили, так как крупный киночиновник сказал, что нам не нужна еще одна грустная славянская история. Там ее ждал успех, а у нас она оказалась никому не нужна.

— Вы очень много снимались за рубежом, не обидно, что картины так и не увидели на Родине?

— Это же были замечательные ленты, чего я должен расстраиваться? Каждый раз получал новый опыт. Например, в белорусско-болгарской картине «Братушка» мне довелось петь. Это был уникальный случай в моей карьере — несмотря на то, что я учился вокалу, мне никогда не предлагали песен. Я и не напрашивался, а вот Марк Бернес, например, всегда ставил условие, чтобы в фильме была для него песня. А еще зарубежные картины были полезны тем, что я всегда мог быстро подхватывать языки. Например, в Чехии так хорошо разобрался с чешским, что потом был переводчиком для наших чиновников, которые приехали на съемки картины. А в Германии подучил немецкий, когда там работал. В школе он мне не очень хорошо давался, а там просто залепетал.

— Судя по вашему стажу семейной жизни, вы не ошиблись с женой?

— Кстати, 3 декабря мы отметили 55 лет семейной жизни с Александрой Анатольевной. Мы познакомились еще в студенчестве в доме у моей сокурсницы Галины Волчек. Аля училась на режиссера. Помню, как она впервые привела меня знакомиться с родителями. Ее отец — известный генерал Ляпидевский, Герой Советского Союза №?1.

Я боялся, что он будет против, а оказалось, что возражала мать, а он принял меня с распростертыми объятиями. Наверное, что-то во мне увидел, почувствовал. С женой я не ошибся. Мы очень хорошо живем, но только когда нам было за сорок, у нас родилась дочь Ирина.

— Как вам удается оставаться интересными друг для друга?

— Хороший вопрос. Мы, наверное, те люди, которые созданы друг для друга. Она точно мой человек, и нам всегда интересно. Я же ей письма писал, как товарищ Сухов.

— Скажите, а не обижает, что фильмы и популярность уже в прошлом?

— Ну как это? Я еще снимаюсь, только придирчиво выбираю. Вот на НТВ фильм «Аферистка». Я там известный режиссер, у которого в войну был роман, потом родилась дочь. И вот он живет в Москве, уже старый, и оказывается, что у него есть взрослая дочка. А та дочь, которую он воспитал, начинает ревновать. Интересный сюжет, много психологии. А если говорить о популярности, то я вам посоветую со мной по улице пройтись. Если хорошо не замаскировался, шапку на уши не натянул, то все останавливают, просят автограф. Я никому не отказываю. А потом просят сфотографироваться, ведь сейчас у всех фотоаппараты на мобильных. Моих фото в мире у разных людей — миллиард.

Поди разберись…

— А что вы умеете делать так же хорошо, как сниматься в кино?

— О концертах договариваться. Я выступал как продюсер фильма «Райское яблочко», где у меня играли Гундарева, Янковский, Моргунов. Скажу, быть продюсером тяжело, но у меня тогда получилось и деньги достать, и все организовать.

— Как вам удается держаться в хорошей форме?

— Все просто. По утрам зарядка, прогулки на свежем воздухе, полноценный сон по ночам. И самое главное: есть надо поменьше. Жир старит человека. Сейчас об этом существует много литературы. Иногда вообще полезно поголодать. Бывает, замотаешься с делами, до дома далеко, а пойти в какую-нибудь забегаловку, где тебя неизвестно чем накормят, не хочется. Тогда пересиливаешь чувство голода и через какое-то время чувствуешь легкость в теле. Голова светлеет, энергия, как ни странно, появляется, настроение поднимается. И выглядишь моложе своих лет. В чем тут секрет нашего организма? Поди разберись.

Беседовала Полина КОРОЛЬ.

{jcomments on}