10-1_04_11
17.02.2011

Не разменять бы золотой капитал на медяки

«Случается, упадет здесь кто, прольет воду — и назад, к колодцу», — словно угадав мои мысли, вздыхает Вадим Александрович.

А что если другой дорогой идти? Можно и другой, где таких колдобин нет. Но в этом случае готовься, инвалид, пройти с полным ведром путь в два раза больший. Как говорится, выбирать приходится из двух плохих вариантов.

«Почему вы только стариков имеете в виду? — возразил мне встретившийся по пути молодой мужчина, местный житель Николай Туршатов. — Вопросы, которые поднимает Вадим Александрович, касаются и других. И совершенно справедливо бьет тревогу по поводу того, что новый сруб у колодца очень низкий. Когда мои дети идут со мной за водой, каждый раз боюсь за них, как бы не упали, по-скользнувшись, в колодец. И колодцев надо побольше. Лето вон какое было!»

В памяти всплывает картинка из 1999 года, можно сказать, из века прошлого. На тогдашнего главу Новоликеевской сельской администрации Александра Дойникова, которого я попросил вместе со мной съездить в Толстобино, находящееся в каком-то километре от администрации, обрушился тогда поток жалоб жителей. В том числе и о том, что давным-давно пора чистить колодцы, которые все больше заиливались.

Власть уже — и сельская, и районная — сменилась, а проблема водоснабжения деревни Толстобино как была острейшей, таковой и остается. Подумать только: более десяти лет стучится Вадим Александрович в высокие и не очень кабинеты, отстаивая право деревенских жителей жить по-человечески. С ним солидарны и односельчане.

«На коллективное обращение жителей д. Толстобино в администрацию Кстовского муниципального района сообщаю, — отвечал в августе 2008 года заместитель главы администрации С. Давыдов. — В д. Толстобино действительно имеется сложная ситуация с водоснабжением. По последним пробам воды из колодцев результаты не отвечают качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Главе Новоликеевского сельсовета (Галине Горячевой. — Н.?Р.) совместно с директором МУП ЖКХ «Кудьминское» выдано предписание о доставке автотранспортом воды населению д. Толстобино для питьевого употребления».

Как следует из данного ответа, во всей деревне стакана пригодной воды, чтобы напиться, было не найти. Тем более что привозили питьевую воду только в теплое время года раз в неделю.

Правда, в марте 2010 года, отвечая на запрос министра ЖКХ и ТЭК области, и. о. главы (ныне — глава. — Н.?Р.) администрации Кстовского района Сергей Парухин представил ситуацию в несколько ином свете. Качество питьевой воды в колодце, оказывается, зависит от времени года: зимой она соответствует санитарным требованиям, весной и летом по бактериологическим показателям требует кипячения.

Вы не поверите, но требования жителей Толстобина о проведении чистки колодцев (два из них с технической водой), которые они предъявляли еще в прошлом веке, как свет потухшей звезды, наконец-то дошли до власть имущих. Каково далась эта победа Ваганову и его односельчанам, догадаться нетрудно.

Впрочем, сам он победой это не считает. Да, очистили колодец, установили новый сруб. Но одного колодца с питьевой водой, даже такого качества, на всю деревню явно недостаточно!

Это выстраданное жителями мнение, увы, не разделяют в Кстовской районной администрации.

«Емкость колодца составляет 9 кубов, что полностью обеспечивает потребность жителей д. Толстобино водой», — ничтоже сумняшеся порадовал в канун нынешнего Нового года Ваганова и — в аналогичном ответе — руководителя приемной граждан губернатора и правительства области, откуда пришел запрос, первый заместитель главы администрации Игорь Кириченко.

Игорь Иванович, видимо, по головам считал, а то, что старым, больным людям тяжко достается водичка, особенно в зимнюю пору, не в счет.

О мытарствах жителей Толстобина мы долго говорили с главой местного самоуправления Новоликеевского сельсовета. Главным является то, что в итоге Галина Викторовна Горячева заверила автора этих строк, что на ближайшем заседании сельсовета она поставит этот вопрос. Уже кое-что.

Но можно ли все-таки кардинально улучшить водоснабжение жителей деревни Толстобино?

По этому вопросу Вадим Александрович Ваганов, по его словам, в прошлом году дважды был на приеме у главы местного самоуправления Кстовского района. Андрей Васильевич Локтев, избранный на эту должность менее года назад, неформально отнесся к предложениям ветерана. Назначил совещание, на которое, наряду с новоликеевским руководством, был приглашен и Ваганов. Именно тогда было принято решение об очистке двух колодцев и капитальном ремонте одного из них.

Не оставил без внимания глава района и просьбу Вадима Александровича пробурить в деревне скважину (или несколько скважин) для улучшения водоснабжения деревни, поручив подчиненным рассмотреть этот вопрос с выездом на место.

Ну а дойдет ли когда-нибудь водопровод до Толстобина? Ведь до Новоликеева, где водопровод есть, недалеко.

На этот счет жители деревни еще в августе 2008 года получили обнадеживающий ответ за подписью заместителя главы районной администрации С. Давыдова: «В настоящее время администрацией Кстовского района разрабатывается «Инвестиционная программа по развитию комплекса водоснабжения и водоотведения района на 2009?2023 годы». Департаментом (теперь управлением. — Н.?Р.) ЖКХ подготовлены предложения для внесения в вышеуказанную программу по д. Толстобино на 2011 год. Данная проблема находится под контролем департамента ЖКХ администрации Кстовского района».

2011 год уже на дворе. Увы, как сообщила мне глава Новоликеевского сельсовета Галина Горячева, Толстобино в программу нынешнего года не включено. Намечена реконструкция (с увеличением диаметра труб) водопровода, обеспечивающего водой Новоликеево. После чего, по ее мнению, будет стоять вопрос о Толстобине.

«Так, может, сразу после завершения реконструкции водопровода начать вести его в Толстобино?» — оживился я.

«Ну что вы, так быстро не делается, — остудила мой пыл глава сельсовета. — Ведь прежде надо проектно-сметную документацию оформить, решить вопрос с землеотведением и ряд других», — стала загибать пальцы моя собеседница.

«А вы не считаете, что эти вопросы уже сейчас вам следует адресовать самой себе?» — спросил я у главы сельсовета.

Боятся как огня — это не про новоликеевскую сельскую власть сказано. И не про кстовских должностных лиц, прежде всего из управления по делам ГО и ЧС, обязанных по долгу службы строжайше контролировать ситуацию и обеспечивать противопожарную безопасность в каждом населенном пункте района. В этом проявляется странная преемственность, которую словно из рук в руки переняла власть нынешняя у власти прежней.

Вот образчик вопиющего «замыливания» вопроса, требующего немедленного решения.

Тогда, во время первой моей командировки в Толстобино, в сентябре 1999?го, в глаза бросилась огромная пустая противопожарная емкость, лежавшая на боку неподалеку от магазина. Рядом — еще одна, поменьше, тоже пустая. Весной того года по соседству с ними сгорел жилой дом, при тушении которого, будь емкости заполнены, вода очень бы пригодилась.

«Надо не только заполнить емкость водой, но и зарыть в землю, по крайней мере, самую большую, чтобы и зимой вода в ней не замерзала!» — не уставал убеждать Ваганов прежнего главу сельской администрации.

Добился-таки, технику в конце концов выделили. Яму рабочие вырыли и… уехали, оставив пустые емкости в том же положении.

После приезда в Толстобино областной комиссии (жители деревни вынуждены были обращаться и к региональной власти) емкость в землю все же углубили, но, сколько ни убеждал Ваганов, даже «опознавательной» таблички, как положено, рядом не поставили. Летом емкость терялась в густой траве, а зимой, в чем мы убедились воочию, она надежно похоронена под снегом, к ней ни пройти, ни подъехать в случае необходимости.

В одном из ответов районной администрации говорилось, что местным управлением по ГО и ЧС в администрацию Новоликеевского сельсовета были направлены памятки и листовки для обучения населения мерам противопожарной безопасности и пропаганде этих мер. Замечательно! Кто бы еще обучил самих должностных лиц исполнению своих «противопожарных» обязанностей.

Глава местного самоуправления Новоликеевского сельсовета Галина Горячева в разговоре с нашим корреспондентом вынуждена была признать, что ответственность несет прежде всего сельская власть.

Сколь коротким окажется путь от таких признаний до конкретных шагов?

С разных трибун много и справедливо говорится о том, как важна инициатива «снизу», идущая от граждан.

Но вот приходит он, реальный неравнодушный гражданин, а сельская власть больше десятка лет видит в нем не своего помощника, а чуть ли не кляузника!

За все время нашего разговора я не услышал от главы Новоликеевского сельсовета ни одного доброго слова о Вадиме Александровиче Ваганове. Вместо этого слышу от нее намеки на слова неких людей, бросающие тень на доброе имя Ваганова.

Негоже это. Не только для себя старается Вадим Александрович. Я ничуть не преувеличил, сказав в начале, что он болеет душой за родную деревню и землю нижегородскую.

Это не местная власть, а Ваганов при содействии межрайонной природоохранной прокуратуры и газеты «Земля нижегородская» остановил в свое время варварскую разработку песчаных карьеров у деревни Толстобино и в водоохранной зоне реки Кудьмы. Прежнему главе Новоликеевской сельской администрации Дойникову было указано на необходимость строгого соблюдения на вверенной ему территории природоохранного законодательства.

«Побольше бы таких людей, как Ваганов!» — эти слова я услышал тогда от жителя Толстобина, инвалида Великой Отечественной войны Виктора Васильевича Панова, видевшего в труженике тыла Ваганове бойца за права деревенских жителей. К сожалению, Панова уже нет в живых. Но грешно забывать завет фронтовика!

Никто не пытается посягнуть на заслуги нынешней местной власти, скажем, в газификации деревни Толстобино. Но как не понять Галине Викторовне Горячевой, что такие, как Ваганов, ее и наш золотой капитал!

Не разменять бы его на медяки…

Николай РЯЗАНОВ.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

{jcomments on}