23.05.2013

«Заначка» на весну

Начав читать книги по пчеловодству, я убедился, что многие из них, к сожалению, содержат устаревшую информацию, которая способна завести начинающего пчеловода в тупик. Приходилось по крупицам собирать полезные сведения. Подковавшись теоретически, я заготовил минимум пчеловодческих принадлежностей, одолжил у знакомого пчеловода два свободных улья и приступил к делу.

В июне 1998 года купил две семьи — по 4 рамки миролюбивых карпатских пчел. К осени они усилились до 10 рамок. Уже в год покупки мы стали регулярно употреблять действительно натуральный, целебный мед. Казалось бы, цель достигнута — есть пчелы, есть мед, но на этом мое самообразование не закончилось. Ведь пчеловодство — это такой творческий процесс, который постоянно рождает новые идеи. Некоторыми из них, подкрепленными многолетними практическими испытаниями, я и хочу поделиться с другими пчеловодами.

Сравнивая как-то устройство изобретенных полтора века назад ульев Лангстрота с диким пчелиным дуплом, я заметил одну существенную разницу. У искусственных ульев, которыми до сих пор пользуются пчеловоды, леток в основном внизу. А ведь внизу рамки весной заняты медом и расплодом, у пчел нет свободного места для переработки пыльцы в пергу и заготовки ее в достаточном количестве. Причем перга в десятки раз дороже меда. А если рассмотреть пчелиное дупло, то именно в нижней его части свободного места предостаточно.

Решив не противоречить природе, я уже много лет под гнездовым корпусом ставлю еще один, технологический корпус. В нем располагается самодельный обогреватель, который я включаю, когда температура на улице ниже 20о. Он представляет собой 75-ваттную лампочку на 220 вольт, подключенную под напряжение 36 вольт. Такая лампочка не светится, а дает тепло. Кроме обогревателя, снаружи корпуса — кормушка для жидкого корма, внутри — две поилки для чистой и подсоленной воды и три гнездовые рамки с сотами под пергу.

Надставленная снизу конструкция моего улья позволяет пчелам заготовить до 40 кг перги, между тем как в год им требуется около 25 кг. В мае пыльца садовых культур содержит 140 мг витамина С в 100 г продукта, в пыльце июньского одуванчика — уже 40 мг на 100 г, а иван-чая в июле — только 9 мг на 100 г. Вывод, думаю, понятен: майская перга самая полезная. Но если ее вовремя у пчел не изъять, они ее пустят в дело уже летом, а в августе, в момент основного расплода, будут питаться пергой с меньшим содержанием витаминов.

Чтобы запастись майской пергой, я в июне проверяю технологический корпус под ульем, сдвигая его немного в сторону. Забираю заполненные рамки, ставлю новые с пустыми сотами. Драгоценную майскую пергу храню до августа. У пчел новый год начинается не в январе, а в августе, когда матка откладывает более крупные яйца, из которых выведутся зимующие пчелы. В это время личинкам я подкладываю вместо летней именно майскую, самую витаминную пергу, чтобы нарастить на весну большое количество молодых и жирных зимних пчел. Создав в августе прочный фундамент, пчелосемья весной имеет большую выходную силу.

Но майскую пергу я и в августе использую не всю. В марте, после того как пчелы облетаются, свои пчелосемьи опять же беспрерывно подкармливаю оставшейся с прошлого года витаминной пергой (более 5 кг на семью) плюс обеспечиваю их медом и теплой водой. В результате пчелосемьи еще до начала цветения садов усиливаются в несколько раз и к сезону, в мае, собирают намного больше меда и витаминной майской пыльцы.

Замечу, что при традиционных технологиях на крупных пасеках о таких тонкостях не приходится даже мечтать. Ведь все это дополнительная возня — вовремя забрать рамки, вовремя поставить… Этим удобно заниматься в небольшом подсобном хозяйстве. К тому же, как упомянул выше, я свои ульи еще и согреваю — тоже устройством собственного изобретения. Но все это — перестройка улья, витаминная перга, обогрев — позволяет в наших средних широтах в дачных условиях даже в самый капризный год всегда быть с медом.

Д. МОВЕНКО.

Владимирская обл.

(«Приусадебное хозяйство».)