Posted in События
18.04.2013

Лишь бы река не шалила

— Мы не должны перевозить людей, но пассажирский паром пока не работает, а жителям поселка Тумботино и ближайших деревень нужно добираться в Павлово на работу, возвращаться домой, — поясняет контролер Александра Алексеевна. Пассажирский «омик» начнет курсировать, когда пройдет ледоход.

Грузовой паром продвигается очень медленно вдоль кромки льда, кажется, мы стоим на месте.

— Разворот трудный — кругом лед, тяжело капитану, — сочувствует контролер.

Капитан Андрей Мишанов разговаривать с журналистами отказался наотрез.

— И без того одни звонки и сплошные нервы, — отмахнулся он.

Лес трещал

Деревня Старое Щербинино во время половодья отрезана от всего мира, продукты доставляют на лодке. Большой воды, когда уровень достигает отметки 9 метров, не было лет десять, но дома в низине подтапливает практически ежегодно.

— Вчера насос перегорел, когда воду из подпола выкачивали, — сетует Нина Скиба. — Спасибо, соседи помогли.

Ее семья пережила первый «крутой» паводок 30 с лишним лет назад в только что отстроенном доме. Тогда пришлось срочно перебираться с тремя малолетними детьми к родителям. Туда же эвакуировали и всю живность. А новый щитковый дом на глазах состарился.

— Все покоробило, ни двери, ни окна не закрывались, — вспоминает Нина Александровна.

Несколько дней не было занятий и в сельской школе, где она работала учителем начальных классов, — к деревянному зданию вплотную подошла вода.

В этом году подобного развития событий не ждут. Прогноз на грядущий паводок для жителей Старого Щербинина утешительный. Народные приметы еще ни разу не подводили.

— Каждый год в день на Евдокию набираем полный стакан первого слоя снега и смотрим, сколько останется воды, — рассказывает Антонина Елкина. — Если меньше полстакана, значит, паводок не страшен, а когда полный — жди беды.

Нынешней весной снег растаял до половины стакана, но Антонина Михайловна картошку на всякий случай собирается переправить из подпола на чердак.

— Знаете, как страшно было, когда вода затапливала деревню, — вспоминает она. — Лед был прямо у нашего дома. Лес трещал. Людей и животных перевозили на военной машине в конец деревни на самое высокое место. Доить коров плавали на лодках. В последние годы природа к нам с милостью.

Дружная деревня

Дом Михаила Курнавина не в низине, но в большое половодье и к нему подступает вода.

— В 1994 году весь огород затопило, на лодке от дома отъезжали, — говорит он. — А вообще нам неплохо живется, газ вот ждем. Сделали бы еще дороги, рыбаки со всего района ездят в затон рыбачить.

Дороги в Старом Щербинине действительно оставляют желать лучшего. Летом приезжают дачники на своих машинах, а вот известный кинорежиссер Никита Михалков, чье поместье по соседству, изредка наведывается сюда на лошади и не против поговорить о житье-бытье с местными мужиками.

— У нас самая дружная деревня, — восклицает бывший депутат сельсовета Николай Тютин. — В любой дом обратись, обязательно помогут. Да и потопа мы не боимся — справимся. Пока пенсию не отменили, жить можно.

Заместитель главы Тумботинской сельской администрации Александр Кокин не сгущает краски, он тоже уверен: большой воды не будет. Но все необходимые меры по безопасности людей, как уверяет, приняты.

Самый мощный паводок наблюдался в Заречье в 1926 году. Старое Щербинино буквально скрылось под водой. Подобное развитие событий может повториться, кстати, в случае поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров. Тогда деревня Старое Щербинино может исчезнуть навсегда. Потому ее жители с таким волнением ждут окончательного решения по этому вопросу.

Светлана ГУНДОРОВА. 

Павловский район.