Posted in События
18.04.2013

Вода наступает

Дорога между льдин

Рассекая колесами воду, машина уренского аварийно-спасательного отряда проехала первый — метров в тридцать — подтопленный участок пути и поднялась на высокий мост над Устой. Еще немного, и она, устав от зимнего оцепенения, разобьет свой панцирь, и все вокруг окажется под водой.

— Обычно затапливает 1300 метров дороги, — объясняет глава администрации рабочего поселка Арья Вячеслав Едемский. — Нам передали прогноз, что нынешний паводок будет сильнее, чем раньше. Уровень воды может быть выше этого моста. Если это произойдет, Атазик «всплывет», и нам придется эвакуировать людей.

И вот новая преграда. Один шаг отделяет сухой асфальт от спокойной глади, в которой отражаются ветви деревьев. До нашей цели, поселка, осталось полкилометра. Но мы бы туда не попали, не повстречай лодочника Николая Воробьева.

Его старый «уазик» бесстрашно плюхнулся в воду. Рев мотора слился с хрустом льдин. В некоторых местах казалось, что бурые волны, усеянные ледяным крошевом, колышутся у самого окна. Не доехав до поселка, машина остановилась. Дальше глубоко. Николай смело выпрыгнул из-за руля и, зачерпнув высоченными болотниками ледяной воды, побрел к лодке, привязанной на берегу.

Перед началом паводка казанку, принадлежащую местной администрации, подремонтировали, убрали течь. На ней по понедельникам и четвергам лодочник будет возить в поселок хлеб и почту, переправлять, если будет нужда, людей. Номер его телефона, как и номера экстренных служб, жители поселка знают.

Николай Воробьев устроился работать лодочником первый год. Раньше во время паводка людей через Усту возил его отец. По словам поселкового главы, найти человека на такую работу непросто — далеко не каждый согласится на ответственное дело. Николай — охотник и рыбак, он знает реку как свои пять пальцев и с казанкой обращается запросто.

Перебравшись из машины в лодку, мы наконец добрались до земли. Вскоре в непромокаемом комбинезоне, с шестом в руках к нам вышел старший смены аварийно-спасательного отряда Григорий Сироткин.

— Максимальная глубина —
85 сантиметров, — сообщил он.

В школу отвезут спасатели

— Атазик готов к паводку, — рассказывает Вячеслав Едемский. — С людьми провели инструктаж на случай чрезвычайной ситуации. В магазин завезли запас продуктов. Пенсии выплатили заранее. Рекомендовали людям запасти питьевую воду В прошлом году всем жителям бесплатно выдали двухсот-литровые бочки, с тем чтобы они были наполнены водой на случай пожара. Если кто-то заболеет, ему поможет фельдшер Татьяна Морозова.

Пятерых ребятишек, которые ходят в школу, на время разлива разместили у родственников в Арье. По пятницам их будет забирать из школы бригада МЧС и на своем плавсредстве переправлять домой, а в понедельник снова отвозить в школу.

Утром, прежде чем отправиться в поселок, мы заглянули в Арьевскую школу. Как раз в это время спасатели проводили с детьми инструктаж, показывали, как надевать спасательные жилеты, и объясняли, как вести себя в лодке.

— Очень рад, что МЧС помогло нам организовать доставку школьников, — говорит Вячеслав Едемский. — Они будут в безопасности. В прошлые годы, когда их возил лодочник, я стоял на берегу и хватался за сердце. Отлегало, только когда они звонили с другого берега и говорили, что добрались.

Лесорубы не боятся

Атазик всегда был отрезан от «большой земли» во время весеннего разлива Усты и Ваи. В прошлом с Арьей его связывала узкоколейная железная дорога. Она проходила по насыпи и была построена для того, чтобы перевозить лес. Раньше Атазик был поселком леспромхоза, большинство его жителей работали на лесозаготовках.

— Река, разливаясь, каждый год размывала насыпь, там, где это случалось, строили мосты. Их было с десяток, — рассказывает местный житель Павел Морозов.

Сейчас о насыпи напоминают лишь черные разрушенные опоры моста. Это все, что осталось от железной дороги. В перестройку, когда закрылся леспромхоз, рельсы растащили и сдали на металлолом, а мост сожгли.

— В 1978 или 1979 году было сильное наводнение, — вспоминает Павел Морозов. — Рельсы с насыпи смыло потоком воды. Она стояла на улицах, прямо возле домов. Часть жилья была подтоплена.

Впрочем, если спросить жителей Атазика, боятся ли они паводка, большинство улыбнутся и замашут руками: к ежегодному половодью привыкли, не считают его чем-то экстраординарным. Бывшие лесорубы — люди суровые.

— Они всю жизнь провели в лесу, рядом с рекой, — объясняет Вячеслав Николаевич. — Это был особый уклад. Если сейчас восстанавливать лесозаготовки, таких работников уже не найти. Люди делали невозможное: поднимали сошедшие с путей вагоны с лесом, валили деревья там, куда никто не пройдет.

Мы снова выходим на тихую улицу. Сейчас жизнь здесь уже не бурлит, как весенний поток, а течет, как ручей, который вот-вот пере-сохнет. К сожалению, с тех пор, как исчезло производство, поселок начал обезлюдевать…

Чтобы вернуться к машине, снова садимся в лодку. Николай показывает в сторону, туда, где из воды виднеется металлический крест. Желтые поминальные цветы почти скрылись под талыми льдинами. Два года назад на этом месте утонул сосед Николая Юрий. Земляк торопился в поселок и, видимо, сошел с дороги, оступился. Вешние воды опасны. К слову, кладбище находится в стороне от поселка, на бугре, поэтому, если кто-то уходит из жизни во время разлива, в последний путь его провожают тоже на лодках…

Когда мы вернулись, спасатели — они ждали нас у машины — рассказали, что за час, который мы провели в поселке, вода поднялась на несколько сантиметров.

Анастасия СЕРГЕЕВА. 

Уренский район.