Posted in Хозяйство
18.04.2013

Листы в руках председателя

На столе у Владимира Канатьева лежали бумажные листы. Некоторые из них с красной чертой, отсекающей поля страниц ученической тетради. Те листы, из числа самых свежих документов, доставлены сюда из бухгалтерии. С цифрами, которые зафиксировали мартовский денежный оборот ОАО «Самородок» Перевозского района. И он, директор Канатьев, встречающий на этом посту тридцать четвертую весну, уже не раз с глубокими раздумьями вглядывался в цифры. Ох, разные чувства они вызывают.

Да, «Самородок» при его скромных земельных площадях и с большим количеством крупного рогатого скота (только коров около 600) уже многие годы демонстрирует экономическую крепость, в должниках не ходит. И коровы неплохо доят, и поля дают урожай. В какой-то степени даже в удовольствие Владимиру Федоровичу подержать в руках те бумажные листы, где отражена зарплата механизаторов, шоферов, животноводов, которая приросла по сравнению с мартом 2012 года.

Но вот другая бумажка, в ней доход от молока за март — 2 миллиона 200 тысяч рублей. Закупочная цена по сравнению с прошлым годом снизилась почти на 1,5 рубля за литр. Потому и в доходе от него потеряно 600 тысяч рублей. А только 520 тысяч нужно отдать за электроэнергию.

Не запаси хозяйство заранее ГСМ и удобрения на весенний сев, так иди и выпрашивай кредиты, в чем ранее не нуждались. Только ведь за посевной последуют уход за посевами, сенокос, жатва. На последующие периоды на что ГСМ закупать? Молоко при такой цене уже не оставляет резервов. Уповать на дотации? Так их неизвестно когда дадут.

Выручает в какой-то степени зерно. Урожай по прошлому году в «Самородке» — 27 центнеров на круг. Но тут Канатьев почти что кается:

— Ведь до чего нас довели с колебанием цен! Я, старый человек, уже греховно мыслить начинаю. Вроде как поселился во мне недобрый дух и заставляет желать для других неурожайного года. У нас-то с зерном практически всегда неплохо получается. Если же у других недобор в зерне будет, так и цена на него подскочит. В 2011 году мы продали более 1000 тонн зерна и не получили от него и 5 миллионов рублей. В 2012-м продали только 700 тонн, а выручили более 5 миллионов. Вот она, выгода. При такой цене я даже решился «украсть» у коров 100 тонн зерна на нужды по подготовке к весне. На молоке сейчас все равно теряем…

Оставляю за собой право перенести на потом длинный рассказ Канатьева о том, насколько сегодня не просто мешают работать, а буквально придавливают многочисленные проверяющие. Тем более, и сам Владимир Федорович прервал грустное повествование и вернулся к главному:

— А сеять все равно будем…

Здесь что самым важным считает директор? Надо отсеяться за 10-12 дней. Не более. Уже это даст выигрыш в урожае. Май, считает Канатьев, будет жарким, значит, надо позаботиться о заделке семян в почву на строго нужную глубину. Как бы им не навредить боронами после сеялки. Думают сейчас и директор, и главный агроном, и механизаторы: может, обойтись без них, применить катки?

С подготовкой техники дело в «Самородке» поставлено так. Здесь не считают нужным, чтобы зимой механизаторы крутили по одной гайке в день и мучились от безделья. Не занятые непосредственно в производстве уходят в отпуск, а к ремонту техники приступают в середине марта. И вот тут каждый берет на себя обязательство за определенное время подготовить агрегат к выезду в поле. Для надежности добавляют день-другой, и главный инженер составляет четкий график готовности техники. Нет от него отступления.

Поэтому не бывает в «Самородке» такой ситуации, что сегодня надо в поле выезжать, а у кого-то сцеп не готов.

Виктор КОМАРОВ.

Перевозский район.