Posted in Краевед
18.04.2013

Трудная азбука

Сегодня мы прервем это занятие. У краеведов наступает беспокойная пора поисков. Сойдет последний снег, земля подсохнет — и в дорогу. Дальние и ближние экспедиции ждут их. Мы тоже не удержались и уже сейчас отправились в путь. Быть может, кого-то заинтересует тема наших поисков, так что подключайтесь. Мы, в свою очередь, будем рады любому вашему сообщению.

Вновь в дорогу!

Наша слабость — домовая резьба. Мы однажды уже организовывали экспедицию в поиске ее. Читатели тогда здорово помогли нам, но тема, казалось, уже исчерпала себя, и мы ее закрыли. Однако в редакционных поездках вдруг поняли, что не все еще отыскали, а медлить с поиском нельзя — домовая резьба исчезает. Да и найденного материала накопилось еще на одну экспедицию, так что будет о чем поговорить и что посмотреть.

С чего мы начали наш экспедиционный сезон? С поездки в город… Павлово. Не ищите в туристических справочниках даже упоминаний о домовой резьбе, которую можно увидеть в этом городе. Нет таких упоминаний. И мы для себя эту резьбу открыли неожиданно. Вернее, мы ее там и раньше замечали, но дела были другие, а тут решили пройти по улочкам города и посмотреть на старые дома. В Павлове их немало. Только купеческих особнячков полсотни будет. Вообще, в Павлове больше двухсот улиц и переулков, но пусть вас это не пугает. Достаточно на карте отсечь новостройки, и обозначится круг ваших интересов. Мы лично так и сделали.

А еще лучше знать хоть немножко историю города.

Павлово всегда было селом и от этого звания не думало отказываться, хотя могло запросто получить статус города. Но тогда все кузницы, которые теснились по берегу речки Тарки, и те, что налажены были у домов ремесленников, надо было выносить за городскую черту, а это было неудобно. Потому так «павлы» за село и держались.

В истории Павлова есть трагический год — 1872-й. В ночь с 11 на 12 июня село полыхнуло. Пожар продолжался больше суток.

«Жертвой пожара сделались шестьсот деревянных и шестьдесят каменных домов, две церкви, волостное правление, почтовая станция, больше пятисот мелких слесарных заведений и четыре завода.

…Пожар поставил население Павлова в такое положение: у жителей сгоревшей части села не осталось абсолютно ничего в настоящем, а для будущего одни только рабочие руки».

Так что этот трагический год можно брать за отсчет возрождения села. О том, каким было Павлово до пожара, мало известно. То, что дошло до наших дней, — это и есть второе рождение села.

Скорее всего, именно в это время и появились в Павлове удивительные наличники.

Путешествуя по северу области и рассматривая кружевные наличники на окнах старых деревенских домов, мы научились читать азбуку их символов. Но перед павловскими наличниками мы почувствовали себя абсолютно безграмотными. Выручал только солярный знак: кружочек, разделенный перегородками, — солнце. Древоделы, бравшиеся за украс наличников, этого радостного знака не жалели и щедро одаривали им «павлов». А может, уже и не заботила плотников древняя символика. Для села, занимавшегося «черным делом» — кузнечным да слесарным ремеслом, неведомы были ромбы (распаханные поля) или обилие волнистых линий по карнизу — «хляби небесные». Плотники, будто договорившись, решили весь украс домов делать основательным, статным и строгим.

Село возрождалось уже как город. Усадьбы строились с каменным низом, так что требовались не только плотники, но и каменщики. Если бы не наличники, и вопрос не стоило бы задавать, откуда сюда пришли древоделы. Наличники стали их визитными карточками. А наличники особые, похожих на которые поблизости и не сыщешь. Возможно, и плотники здесь появились издалека. Усадьбы с мезонинами, балкончиками, флигельками, башенками или всем своим обликом похожие на резные шкатулочки требовали плотников умелых и с хорошим вкусом. Конечно, мы забыли еще и архитекторов. Они могли помогать резчикам и вырисовывали на очельях наличников такие конструкции, которые и заставили нас почувствовать, что трудна азбука их понимания.

Обратите внимание на наличник в нашей фотоколлекции, где в очелье проглядывается резная крыша какого-то строения. Прямо азиатский мотив, монгольский, может быть. А вот совсем сказочный наличник, напоминающий избушку на курьих ножках, только богатенькую, резную. Этот же наличник похож на генерала с тяжелыми эполетами на плечах. Долго искали окно, где бы проглядывались павловские лимоны. Нам сказали, пока не сезон. Хорошо, что не поверили, — нашли.

Спешу сознаться: приходилось видеть подобные монументальные наличники в Архангельске и Перми, но боюсь даже предположить, что плотники были из тех мест. Хотя почему бы и нет… Оставили же в это время арзамасские резчики свой след в Томске. И он там ясно виден. А это тоже путь не ближний.

Дерево с железом уживалось

В журнале «Зодчий» за 1887 год появилась заметка «Применение железа к постройкам гражданской архитектуры»:

«Между тем как стоимость дерева, вследствие почти повсеместного истребления лесов, возрастает, цена же на железо, вследствие расширения производства, все больше и больше понижается… В постройках жилых зданий железо до сих пор не играет еще самостоятельной роли».

Это не для «павлов» писано. Стилем модерн в кузнечной ковке они к этому времени в совершенстве владели. Палисаднички перед резными домами коваными были. Никому тогда и в голову не приходило воровать их и сдавать в металлолом. Для этих дел время позже наступило…

Павловские «летописцы» оставили нам описание жителей своего большого села:

«Было утро воскресенья, и мы имели удовольствие видеть сразу обывателей всех родов и типов: степенными группами выползали они из переулков, из домов, направляясь к церкви. Густой звон колоколов, видимо, доставляющий всем обывателям особое удовольствие, блеск солнца, бородатые и массивные священники и дьяконы в летних ярко-цветных рясах и разнообразная смесь костюмов, начиная от широких старомодных цилиндров стариков в длиннополых двубортных сюртуках и кончая пиджаком молодого приказчика с молодой женой, тащившей сзади какие-то удивительные кунсткамеры: на протяжении каких-нибудь сотен сажен несколько раз переноситесь от современной цивилизации в XVII или даже в XVI столетие».

Читаешь эти строки и понимаешь: иных наличников здесь и не могло быть. Даже и не представишь окна в деревянных резных кружевах, когда вдоль них движется почтенная публика в сюртуках и пиджаках. Дома — это вам не молодухи в платочках на смотринах по краю дороги выстроились.

Когда-то непременно цитатами Владимира Ильича Ленина к делу и не к делу публикации сдабривали, вес им придавали. Сейчас стесняются, да и забывать стали вождя мирового пролетариата, а о Павлове и «павлах» он писал:

«Жизнь таких центров, как Павлово, сложилась совершенно по-городскому, выработав несравненно более развитые потребности, более культурную обстановку, одежду, образ жизни и т. д., чем у окрестных «серых» земледельцев».

Не был Ильич ни разу в Павлове, а надо же, особинку подметил. Недаром его провидцем считали. А побывай он здесь, может, и о наличниках слово сказал бы.

Хорошо мы прошлись по городу, полазили по кручам и все удивлялись, как мы раньше-то всего этого не замечали.

А может, еще один слой времени набежал, в котором и остановиться, и оглянуться следует. Коли так, присоединяйтесь к нашей экспедиции.

Что для этого нужно? Немногое: любопытство, внимание, ручка, блокнот и фотокамера. Ну, можно в дорогу что-нибудь подчитать.

Предлагаем вам поучаствовать в формировании нашей фотоколлекции. Основным объектом съемки и вашего внимания должна быть домовая резьба, весь украс старых домов: наличники, слуховые окна, резные крылечки. Чем еще украшаются дома: узорами из просечного железа, дымниками. Словом, все, что вам попадется красивое, присылайте. И не забывайте знакомить нас с современными мастерами, украшающими село. Будем ждать от вас весточек.

Вячеслав ФЕДОРОВ.

г. Павлово.